ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»

 В свете становления «экономики, основанной на знаниях», в ведущих индустриальных странах получила распространение концепция образования в течение всей жизни — «long-life learning», в соответствии с которой образование рассматривается как целенаправленная и непрерывная деятельность, предпринимаемая человеком (независимо от возраста и положения на рынке труда) для расширения знаний, навыков и компетенций в различных областях, связанных не только с его сегодняшней либо будущей профессией, но также с развитием личности и формированием новых социальных навыков, – независимо от источников финансирования и способа получения.

Поскольку язык является формой существования общественно-исторического опыта человечества, то можно сказать, что в этом смысле мир для человека действительно «расчленяется» языком, но в то же время язык – если брать его не как формализующую систему, а в процессе языкового мышления – отражает в себе общественную практику человечества. Не случайно мы можем вскрыть в различных языках аналогичные исходные пункты и направления развития семантических изменений. Наряду с этими общими элементами общественно-исторического опыта есть и элементы, присущие так или иначе национальной культуре. Иными словами, язык отражает и закрепляет реалии, абстрактные понятия и т.д., отработанные историческим опытом данного народа, обязанные своим существованием специфическим условиям трудовой, общественной и культурной жизни этого народа.

В ситуации общения языковой барьер – не единственная преграда на пути к пониманию. Национально-специфические особенности разных компонентов культур коммуникантов могут затруднять процесс взаимопонимания и взаимодействия. Межнациональное общение – это процесс, который требует понимания, какое влияние оказала культура на сознание, ценности, стиль речи, невербальное поведение вступивших в контакт. Незнание моральных норм, ценностей другого народа, другой нации или национальности ведет к возникновению недопонимания и недоразумений, что представляется реальной почвой для межнациональных конфликтов.

Современные процессы глобализации, интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство, развитие новых информационных технологий способствуют повышению степени интернационализации образования, одним из важнейших результатов которой является возникновение различных концепций формирования коммуникативной компетентности специалиста, коммуникативной культуры личности в целом [1]. Следует отметить, что лавинообразный рост информации за последние 100-150 лет  – один из парадоксов развития так называемой технократической парадигмы культуры и один из показателей степени развития современного информационного общества. Появился термин «экранная культура» – культура технотронного информационного общества и экранного образования – образование, тесно связанное с гигантскими темпами научно-технического прогресса. Информационная культура характеризует «культуру с точки зрения кумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации».

Происходят трансформации целей обучения в условиях формирования информационного общества – появляется необходимость ориентации целей профессионального образования на будущее развитие общества. Это направление достаточно убедительно обосновывается в работах К.К. Колина, O.K. Филатова, Д. Чернилевского и др. На наш взгляд, реализация прогностического подхода позволит уменьшить инерционность системы образования и ускорить процесс адаптации учащихся к будущей профессиональной деятельности в условиях расширяющегося информационного пространства. Для этого необходим постоянный отбор информации о перспективах развития тех или иных отраслей знания, чтобы скорректировать цели и ограниченно связанное с ними содержание обучения.

Традиционная дидактика предъявляет целый ряд требований к содержанию обучения: это научность, доступность, проблемность, наглядность, активизация деятельности, адаптивность, интерактивность. Использование компьютерных технологий обеспечивает такие свойства учебного материала как наглядность, активация деятельности и интерактивность. Научность достигается за счет глубины, корректности и достоверности изложения учебного материала, адаптивность же предполагает достаточную приспособляемость образовательного ресурса к индивидуальным особенностям обучающегося. В идеале необходима адаптация как к уровню предварительной подготовки обучаемого, так и к его целям при сохранении научности излагаемого материала. При этом следует отметить, что роль лингвиста-преподавателя в условиях использования информационных технологий остается не только ведущей, но еще более осложняется. Он должен разрабатывать в сотрудничестве с программистом образовательный контент, который должен быть четко структурирован, обладать интерактивностью, а также квалиметрическим обеспечением.

Современные информационные технологии позволяют реализовывать объектный принцип построения учебных материалов, при котором учебный материал разбивается на части, объекты, и осуществляется возможность конструирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся из отдельных объектов обучения. Элементарный объект обучения может включать в себя любой тип материала от текстового до мультимедийного, предполагать различные виды деятельности, а также содержать инструкции по работе с ними. Множество таких информационных объектов объединенных в один, в определенной последовательности образуют учебный курс. Учебные курсы, в свою очередь, могут быть объединены в учебные программы. Необходимо учитывать, что объекты обучения, включенные в учебные программы и в учебный процесс, обеспечивают не только адаптацию учебного материала к индивидуальным особенностям обучающегося, но и помогают адаптировать учебный материал к достигнутому уровню развития соответствующей предметной области, что представляется чрезвычайно важным в свете постоянно увеличивающихся объемов новой информации, не редко не только дополняющие, но и заменяющие устаревшие данные [2].

Объектный принцип построения учебных материалов в свою очередь требует от обучающегося определенных компетентностей, позволяющих осуществлять успешное обучение. Речь идет об информационных компетентностях. Некоторые исследователи трактуют информационную компетентность слишком узко, подразумевая знания, умения и навыки в области информатики, с целью эффективного использования компьютерных технологий. Компетентность – понятие более сложное, чем традиционные знания, умения и навыки. В нее входит также психологическая и практическая готовность личности к самостоятельной, познавательной деятельности.

Особенность современного педагогического процесса состоит в том, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на обучаемого, который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию обучения. В связи с этим в мировом образовательном сообществе стал использоваться новый термин, подчеркивающий большое значение этой функции преподавателей – facilitator – фасилитейтор – тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться.

Анализ влияния информационно-коммуникационных технологий на деятельность преподавателя показал, что можно выделить следующие тенденции: педагог все больше освобождается от некоторых дидактических функций, в том числе контролирующих, оставляя за собой творческие; значительно изменяется его роль и расширяются возможности по управлению познавательной деятельностью обучаемых; изменяются качественные характеристики обучающей деятельности, происходит передача компьютеру все новых дидактических функций (предъявление учебной информации, демонстрация процессов и явлений); что предъявляет повышенные требования к компьютерной подготовке педагога.

Модернизация методики обучения предполагает переход от преимущественно объяснительно-иллюстративного обучения к обучению самостоятельной познавательной деятельности по поиску, обработке, осмыслению и применению информации, а использование средств информационно-коммуникационных технологий существенно влияет на характер подачи информации, а, следовательно, и на методы обучения.

Возможности информационно-коммуникационных технологий позволяют реализовать идеи включенного обучения, когда учащиеся, выполняя предлагаемые действия, нередко игрового и занимательного характера, получают новую информацию, вырабатывают и закрепляют новые знания и умения. Обучающие игровые программы в комплексе с техническими средствами эффективно решают проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добыванию знаний за счет собственных усилий в процессе увлекательного соревнования, что положительно влияет на когнитивные процессы.

Литература

 

  1. Агапова С. Г. Компетентностный подход в обеспечении качества преподавания межкультурной коммуникации / С.Г. Агапова // Гибкие образовательных технологии: материалы докладов научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009.
  2. Петрова Н.П., Чайкина И.А. Проектирование электронных учебных курсов / Н.П. Петрова, И.А. Чайкина // Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана: материалы докладов XXVIII международных педагогических чтений. – Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. – Ч. IV.