ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»
Как известно, кризис культуры – основа всех кризисных явлений, охвативших сегодня общество. Одним из частных проявлении кризиса культуры является низкая культура речевого общения, так как социальные отношения представляют собой прежде всего отношения коммуникативного характера. И от того, какого качества эти отношения, зависит общий морально-психологический климат на всех уровнях развития общества.
Общеизвестно, что большое значение в воспитании основ культуры общения имеет дошкольный возраст, поскольку именно в этом периоде жизни закладываются основы моральных качеств. Эта проблема особенно актуальна на современном этапе в связи с тем, что в условиях постоянного увеличения числа контактов детей (в семье, детском саду, транспорте, во дворе и т.д.) значительно увеличивается психическая нагрузка на ребенка даже при доброжелательном к нему общении. На протяжении дня ему приходится контактировать с детьми и взрослыми, имеющими разный характер, настроение, интересы.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на шестом году жизни у ребенка имеются необходимые психологические предпосылки для воспитания культуры общения в процессе педагогически организованного взаимодействия с педагогом и сверстниками. Существенной предпосылкой для этого является возникновение в старшем дошкольном возрасте гуманного отношения к сверстникам при условии организации эмоционально-положительного общения с ним. Это дает основание предполагать возможность воспитания культуры общения, основанной на доброжелательном, чутком отношении к окружающим, что обеспечивает связь внешней культуры с внутренней.
Нравственные ценности – это представления, способы, знаки, символы, регулирующие действия человека в социуме с помощью норм, правил, осмысленные через культурные эталоны. Культура фиксирует и оценивает отношение человека к человеку, к природе, к предметному миру. Познавая нравственные ценности, ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются созидательно-культурным действованием, противостоянием негативному в культуре и социуме.
В современной педагогической науке механизм формирования нравственных представлений у дошкольников, составляющих основу их нравственных ценностей, представлен как процесс выработки навыков поведения, который имеет следующую логику [2]: выдвижение образца действия; следование ему в организованной деятельности; состояние эмоционального комфорта; упражнение в нравственном поведении; ощущение социальной значимости производимых действий; возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях. Указанные составляющие образуют графически представленную поведенческую цепочку (см. схему 1).
Схема 1
Проанализируем эту цепочку с точки зрения формирования этикетного речевого поведения у дошкольников. Сначала ребенку показывают, представляя образец, как поступает вежливый ребенок в конкретной ситуации, затем моделируют подобную ситуацию, ребенок выполняет действие вежливого, доброжелательного человека. Повторение действий по заданному началу формирует привычку вежливости. Ребенок привыкает к ней как к удобной, комфортной форме речевого взаимодействия с людьми. Она становится потребностью, частью внутреннего «я». Этот процесс характеризует весь дошкольный возраст, но более очевидно его значение в старшем дошкольном, так как, по исследованиям психологов, с 6-7 лет главной задачей и проблемой для ребенка является установление эмоциональных контактов со сверстниками, расширение контактов со взрослыми. Эмоционально-смысловой доминантой общения дошкольников являются окружающие люди, познание их и установление отношений с ними. Отношение к людям регулируется тем идеалом человека, который существует в культуре и персонифицируется в действиях конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Этот идеал как бы замысел в тексте, определяет направление в выборе средств и способов воздействия человека на человека и человека на самого себя. Усвоенные ребенком нравственные ценности проявляются в деятельности, взаимоотношениях, общении, поведении и являются показателем его внутренней культуры. Очевидно, что внутренняя культура дошкольника трактуется во взаимосвязи с нравственными представлениями. С одной стороны, они реализуются через поступки. Человеческий поступок есть потенциальный текст, и может быть понят (как человеческий поступок, а не физическое действие) только в диалогическом контексте своего времени. С другой стороны, через слово, где оно не просто оболочка, а органическая часть духовной культуры человека. Интеллект, эмоции, представления передаются из поколения в поколение через речь, культуру своего «я» – «слова, образовывающие душу».
Речевой этикет, как уже было указано, обслуживает функцию контактную и функцию ориентации на адресата – функцию вежливости (конативную). С давних времен слово «вежа» означало «знаток», т.е. человек, который знает определенные правила. Наиболее точное и правильное определение вежливости мы находим у Е.Н. Медынского, который рассматривает вежливость как форму общения человека с людьми, в основе которой лежит чувство собственного достоинства, выражаемое сдержанностью, корректностью и деликатным отношением к людям» [1, с. 141].
Есть общепринятые нормы вежливости в общении между людьми, выражающиеся определенными правилами этикета (приветствие и прощание, обращение с просьбой и благодарностью за услуги, извинение и т.д.).
«Словарь по этике» определяет вежливость как «моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость – элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт» [5, с. 38].
Следовательно, вежливость как форма этикетного речевого поведения и элемент культуры общения проявляется:
– в правильном выборе единицы речевого этикета из группы устойчивых формул, синонимичных по своему значению и познанию, но различных по смысловым и стилистическим оттенкам;
– в умении «развернуть» этикетную формулу;
– в доброжелательности паралингвистических средств.
Учитывая данные положения, педагогический аспект усвоения речевого этикета дошкольниками мы будем связывать с усвоением системы правил, синтезированных в понятии «культура поведения». Обратимся к его определению в «Российской педагогической энциклопедии». «Культура поведения – совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры».
Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, закрепленные в нормах, принципах, идеалах, с другой стороны, усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия дошкольника.
В культуре поведения органически слиты «культура общения, культура внешности и бытовая культура (удовлетворение потребностей)» [3, с. 39].
Бесспорно, что культура речевого общения – категория поведенческая. Культура поведения регулирует очень широкий круг поведенческих установок в жизни человека, в их числе и культура речевого общения. Говорящий как бы совершает словесный поступок, воздействуя на собеседника.
Бесспорно также, что ребенок, как существо социальное, адаптируясь к жизни в данном обществе, будучи объективно вовлеченным в процесс социализации, так или иначе воспринимает и принимает ту сторону человеческих отношений, которая достигается благодаря культуре, искусству и закономерностям эффективного общения.
Вышеизложенные рассуждения позволяют определиться в исходных теоретических положениях, которыми явилась взаимосвязь: образование – культура – внутренний мир ребенка – его личность. Это позволило рассматривать культуру дошкольника как совокупность полезных для общества установленных форм повседневного поведения в различных видах деятельности, в общении, в быту. Культура дошкольника определена его нравственными представлениями, духовно-моральными волевыми качествами и свойствами, являющимися личностным базисом, вобравшим ценности познания, преобразования, переживания.
В содержании культуры поведения дошкольников условно выделяются следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки [56].
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудиться, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети старшего дошкольного возраста учатся регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это является хорошей основой для формирования у них навыков эффективной организации труда.
Для определения достигнутого в воспитании культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание ее цели и общественного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата, взаимопомощь в коллективном труде.
Культурно-гигиенические навыки являются важной составляющей частью культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения. Дети старшего дошкольного возраста должны владеть разнообразными формулами речевого этикета. В речевой этикет включаются ситуации обращения, приветствия, просьбы, благодарности, отказа, извинения, прощания и др. Культура общения не сводится к формальному использованию словоформ вежливости, а является проявлением сосредоточения человеческих ценностей, выраженных через этикетное слово.
В связи с обозначенными аспектами логично обратиться к особенностям усвоения дошкольниками речевых этикетных норм как значимых компонентов культуры общения. Одним из источников речеформирования у ребенка является речь окружающих взрослых, а культура речи усваивается сначала путем бессознательного, а потом сознательного подражания речи окружающих. Данное положение является одним из исходных в организации экспериментальной работы по воспитанию основ речевого поведения у дошкольников. В этой связи имеет смысл обратиться к научному осмыслению специфического явления – подражания как фактора, играющего важную роль в формировании личности, ее моральных качеств.
Психология рассматривает подражание как своеобразную форму отражения человеком объективной действительности. В подражании особенно ярко обнаруживается действие двойной детерминированности: с одной стороны, оно имеет в своей основе условно-рефлекторную деятельность и, как и все психические процессы, протекает по ее законам, с другой, возникает лишь при условии воздействия определенных раздражителей – объектов реального мира, становящихся примером (образцами-моделями) для подражания. Человек путем подражания отражает реальный мир, и это помогает ему познавать его.
В подражательной деятельности процесс познания протекает активно: человек имеет перед собой конкретный образ и объект, которому стремится подражать.
Физиологической основой подражания являются механизмы восприятия и действия, так как подражательное действие всегда является воспроизведением воспринятых объектов, ставших образцом. В процессе подражания наиболее быстро и легко протекает ориентировочно-исследовательская деятельность, основанная на употреблении воспринимаемому образцу, на его моделировании. Подражание вызывается не какими-то внутренними стремлениями, врожденными инстинктами ребенка, а воздействием на него других людей, предметов, объектов реального мира. Как свидетельствуют результаты психологических исследований, подражают не только поступкам, действиям, но и слову. С развитием речи, благодаря деятельности второй сигнальной системы, ребенок получает возможность подражать не только тому, что он непосредственно видит и слышит, но и тому, о чем он узнает через слово.
Таким образом, мир познается благодаря практическим отношениям человека к другому человеку, миру, обществу, самому себе и способам регуляции этих отношений, где подражание является особой формой отражения действительности и средством познания ее. Особой силой воздействия на ребенка обладает образец поведения, который дают ему родители, педагоги. Именно они являются на определенном этапе теми объектами, которым ребенок следует в своем поведении, которым подражает. Это те «доминанты», которые формируют как социальную, так и языковую среду. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый социальный опыт. Семья для ребенка является почти единственным социальным институтом, где он приобретает первый речевой опыт.
Общеизвестно, что семье принадлежит основная социальная функция – воспитание детей. В системе «родители-ребенок» необходимым условием формирования активно-познавательного отношения к окружающему миру, духовным ценностям является стиль взаимоотношений между ними, который отличает тепло, неформальное общение, доверие, чуткость, внимание к ребенку, изысканный педагогический такт. Это и есть почва, стимулирующая развивающуюся активность ребенка.
Таким образом, одним из основных условий формирования у дошкольника речевого этикета являются те отношения, которые складываются в рамках ближней среды – семьи. В связи с этим считаем перспективным разработку системы работы с родителями в плане развития речевого этикета дошкольников.
Литература
- Медынский Е.Н. Воспитание культурных навыков поведения в речи детей. – М.: Учпедгиз, 1958. – 150 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов / Ред. Белкина А.С. – М.: Академия, 1998. – 338 с., с. 19, с. 30, с. 45-48.
- Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. – М.: Флинта; Наука, 1998. – 312 с.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 1976. – 108 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебн. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
Свежие комментарии