ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»

 Как известно, кризис культуры – основа всех кризисных явлений, ох­вативших сегодня общество. Одним из частных проявлении кризиса культу­ры является низкая культура речевого общения, так как социальные отноше­ния представляют собой прежде всего отношения коммуникативного харак­тера. И от того, какого качества эти отношения, зависит общий морально-психологический климат на всех уровнях развития общества.

Общеизвестно, что большое значение в воспитании основ культуры общения имеет дошкольный возраст, поскольку именно в этом периоде жиз­ни закладываются основы моральных качеств. Эта проблема особенно акту­альна на современном этапе в связи с тем, что в условиях постоянного увели­чения числа контактов детей (в семье, детском саду, транспорте, во дворе и т.д.) значительно увеличивается психическая нагрузка на ребенка даже при доброжелательном к нему общении. На протяжении дня ему приходится кон­тактировать с детьми и взрослыми, имеющими разный характер, настроение, интересы.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на шестом году жизни у ре­бенка имеются необходимые психологические предпосылки для воспитания культуры общения в процессе педагогически организованного взаимодейст­вия с педагогом и сверстниками. Существенной предпосылкой для этого яв­ляется возникновение в старшем дошкольном возрасте гуманного отношения к сверстникам при условии организации эмоционально-положительного об­щения с ним. Это дает основание предполагать возможность воспитания культуры общения, основанной на доброжелательном, чутком отношении к окружающим, что обеспечивает связь внешней культуры с внутренней.

Нравственные ценности – это представления, способы, знаки, симво­лы, регулирующие действия человека в социуме с помощью норм, правил, осмысленные через культурные эталоны. Культура фиксирует и оценивает отношение человека к человеку, к природе, к предметному миру. Познавая нравственные ценности, ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются созидательно-культурным действованием, противостоянием негативному в культуре и социуме.

В современной педагогической науке механизм формирования нрав­ственных представлений у дошкольников, составляющих основу их нравст­венных ценностей, представлен как процесс выработки навыков поведения, который имеет следующую логику [2]: выдвижение образца действия; следование ему в организованной деятельности; состояние эмоционального комфорта; упражнение в нравственном поведении; ощущение социальной значимости производимых действий; возникновение потребности опираться на них в сходных ситуаци­ях. Указанные составляющие образуют графически представленную по­веденческую цепочку (см. схему 1).

Схема 1

 

Проанализируем эту це­почку с точки зрения формирования этикетного речевого поведения у до­школьников. Сначала ребенку показывают, представляя образец, как посту­пает вежливый ребенок в конкретной ситуации, затем моделируют подобную ситуацию, ре­бенок выполняет действие вежливого, доброжелательного человека. Повто­рение действий по заданному началу формирует привычку вежливости. Ре­бенок привыкает к ней как к удобной, комфортной форме речевого взаимо­действия с людьми. Она становится потребностью, частью внутреннего «я». Этот процесс характеризует весь дошкольный возраст, но более очевидно его значение в старшем дошкольном, так как, по исследованиям психологов, с 6-7 лет главной задачей и проблемой для ребенка является установление эмо­циональных контактов со сверстниками, расширение контактов со взрослы­ми. Эмоционально-смысловой доминантой общения дошкольников являются окружающие люди, познание их и установление отношений с ними. Отноше­ние к людям регулируется тем идеалом человека, который существует в культуре и персонифицируется в действиях конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Этот идеал как бы замысел в тексте, определяет направле­ние в выборе средств и способов воздействия человека на человека и челове­ка на самого себя. Усвоенные ребенком нравственные ценности проявляются в деятельности, взаимоотношениях, общении, поведении и являются показа­телем его внутренней культуры. Очевидно, что внутренняя культура до­школьника трактуется во взаимосвязи с нравственными представлениями. С одной стороны, они реализуются через поступки. Человеческий поступок есть потенциальный текст, и может быть понят (как человеческий поступок, а не физическое действие) только в диалогическом контексте своего времени. С другой стороны, через слово, где оно не просто оболочка, а органическая часть духовной культуры человека. Интеллект, эмоции, представления пере­даются из поколения в поколение через речь, культуру своего «я» – «слова, образовывающие душу».

Речевой этикет, как уже было указано, обслуживает функцию кон­тактную и функцию ориентации на адресата – функцию вежливости (конативную). С давних времен слово «вежа» означало «знаток», т.е. человек, который знает определенные правила. Наиболее точное и правильное оп­ределение вежливости мы находим у Е.Н. Медынского, который рассмат­ривает вежливость как форму общения человека с людьми, в основе кото­рой лежит чувство собственного достоинства, выражаемое сдержанностью, корректностью и деликатным отношением к людям» [1, с. 141].

Есть общепринятые нормы вежливости в общении между людьми, выражающиеся определенными правилами этикета (приветствие и прощание, обращение с просьбой и благодарностью за услуги, извинение и т.д.).

«Словарь по этике» определяет вежливость как «моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окру­жающими. Вежливость – элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликат­ность, такт» [5, с. 38].

Следовательно, вежливость как форма этикетного речевого поведения и элемент культуры общения проявляется:

– в правильном выборе единицы речевого этикета из группы устой­чивых формул, синонимичных по своему значению и познанию, но различных по смысловым и стилистическим оттенкам;

– в умении «развернуть» этикетную формулу;

– в доброжелательности паралингвистических средств.

Учитывая данные положения, педагогический аспект усвоения рече­вого этикета дошкольниками мы будем связывать с усвоением системы пра­вил, синтезированных в понятии «культура поведения». Обратимся к его оп­ределению в «Российской педагогической энциклопедии». «Культура пове­дения – совокупность сформированных, социально значимых качеств лично­сти, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры».

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требо­вания общества, закрепленные в нормах, принципах, идеалах, с другой сто­роны, усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирую­щих поступки и действия дошкольника.

В культуре поведения органически слиты «культура общения, культу­ра внешности и бытовая культура (удовлетворение потребностей)» [3, с. 39].

Бесспорно, что культура речевого общения – категория поведенче­ская. Культура поведения регулирует очень широкий круг поведенческих установок в жизни человека, в их числе и культура речевого общения. Го­ворящий как бы совершает словесный поступок, воздействуя на собесед­ника.

Бесспорно также, что ребенок, как существо социальное, адаптируясь к жизни в данном обществе, будучи объективно вовлеченным в процесс со­циализации, так или иначе воспринимает и принимает ту сторону человече­ских отношений, которая достигается благодаря культуре, искусству и зако­номерностям эффективного общения.

Вышеизложенные рассуждения позволяют определиться в исходных теоретических положениях, которыми явилась взаимосвязь: образование – культура – внутренний мир ребенка – его личность. Это по­зволило рассматривать культуру дошкольника как совокупность полезных для общества установленных форм повседневного поведения в различных видах деятельности, в общении, в быту. Культура дошкольника определена его нравственными представлениями, духовно-моральными волевыми ка­чествами и свойствами, являющимися личностным базисом, вобравшим ценности познания, преобразования, переживания.

В содержании культуры поведения дошкольников условно выделяют­ся следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, куль­турно-гигиенические навыки и привычки [56].

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на заняти­ях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудиться, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети старшего дошкольного возраста учатся ре­гулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выпол­нять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это является хо­рошей основой для формирования у них навыков эффективной организа­ции труда.

Для определения достигнутого в воспитании культуры трудовой дея­тельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ре­бенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание ее цели и обще­ственного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых уси­лий в достижении требуемого результата, взаимопомощь в коллективном труде.

Культурно-гигиенические навыки являются важной составляющей частью культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чис­тоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требо­ваниями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны по­нимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружаю­щим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения. Дети старшего дошкольного возраста должны владеть разнообразными формулами речевого этикета. В речевой этикет включаются ситуации обращения, приветствия, просьбы, благодарности, отказа, извине­ния, прощания и др. Культу­ра общения не сводится к формальному использованию словоформ вежливо­сти, а является проявлением сосредоточения человеческих ценностей, выра­женных через этикетное слово.

В связи с обозначенными аспектами логично обратиться к особенно­стям усвоения дошкольниками речевых этикетных норм как значимых ком­понентов культуры общения. Одним из источников речеформирования у ребенка является речь ок­ружающих взрослых, а культура речи усваивается сначала путем бессозна­тельного, а потом сознательного подражания речи окружающих. Дан­ное положение является одним из исходных в организации эксперименталь­ной работы по воспитанию основ речевого поведения у дошкольников. В этой связи имеет смысл обратиться к научному осмыслению специфического явления – подражания как фактора, играющего важную роль в формировании личности, ее моральных качеств.

Психология рассматривает подражание как своеобразную форму от­ражения человеком объективной действительности. В подражании особенно ярко обнаруживается действие двойной детерминированности: с одной сто­роны, оно имеет в своей основе условно-рефлекторную деятельность и, как и все психические процессы, протекает по ее законам, с другой, возникает лишь при условии воздействия определенных раздражителей – объектов ре­ального мира, становящихся примером (образцами-моделями) для подража­ния. Человек путем подражания отражает реальный мир, и это помогает ему познавать его.

В подражательной деятельности процесс познания протекает активно: человек имеет перед собой конкретный образ и объект, которому стремится подражать.

Физиологической основой подражания являются механизмы воспри­ятия и действия, так как подражательное действие всегда является воспроиз­ведением воспринятых объектов, ставших образцом. В процессе подражания наиболее быстро и легко протекает ориентировочно-исследовательская дея­тельность, основанная на употреблении воспринимаемому образцу, на его моделировании. Подражание вызывается не какими-то внутренними стрем­лениями, врожденными инстинктами ребенка, а воздействием на него других людей, предметов, объектов реального мира. Как свидетельствуют результа­ты психологических исследований, подражают не только поступкам, дейст­виям, но и слову. С развитием речи, благодаря деятельности второй сигналь­ной системы, ребенок получает возможность подражать не только тому, что он непосредственно видит и слышит, но и тому, о чем он узнает через слово.

Таким образом, мир познается благодаря практическим отношениям человека к другому человеку, миру, обществу, самому себе и способам регу­ляции этих отношений, где подражание является особой формой отражения действительности и средством познания ее. Особой силой воздействия на ребенка обладает образец поведения, который дают ему родители, педагоги. Именно они являются на определенном этапе теми объектами, которым ребенок следует в своем поведении, которым под­ражает. Это те «доминанты», которые формируют как социальную, так и языковую среду. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт обще­ния, умения жить среди людей, первый социальный опыт. Семья для ребенка является почти единственным социальным институтом, где он приобретает первый речевой опыт.

Общеизвестно, что семье принадлежит основная социальная функция –  воспитание детей. В системе «родители-ребенок» необходимым условием формирования активно-познавательного отношения к окружающему миру, духовным ценностям является стиль взаимоотношений между ними, который отличает тепло, неформальное общение, доверие, чуткость, внимание к ре­бенку, изысканный педагогический такт. Это и есть почва, стимулирующая развивающуюся активность ребенка.

Таким образом, одним из основных условий формирования у дошко­льника речевого этикета являются те отношения, которые складываются в рамках ближней среды – семьи. В связи с этим считаем перспективным разработку системы работы с родителями в плане развития ре­чевого этикета дошкольников.

Литература

  1. Медынский Е.Н. Воспитание культурных навыков поведения в речи детей. – М.: Учпедгиз, 1958. – 150 с.
  2. Педагогика: Учебное пособие для студентов / Ред. Белкина А.С. – М.: Академия, 1998. – 338 с., с. 19, с. 30, с. 45-48.
  3. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. – М.: Флинта; Наука, 1998. – 312 с.
  4. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 1976. – 108 с.
  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебн. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.