ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени. У.Д.Алиева»

г.Карачаевск

Интенсивный характер развития общества, сферы высоких технологий диктуют необходимость столь же интенсивной  работы по воспитанию гармонично развитой личности на всех этапах школьного обучения. Мирное сосуществование индивидов возможно при наличии у людей высокой культуры (как общей, так и речевой  культуры в частности), нравственного сознания, воспитание которых должно начинаться с детства и развиваться на протяжении всей жизни человека. Однако средние общеобразовательные учреждения не всегда обеспечивают формирование необходимого уровня речевой культуры  своих выпускников.

Государственные образовательные стандарты второго поколения подчеркивают необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей [5].

Переход от стандарта 2004 года к новому стандарту предполагает построение системы образования на деятельностной парадигме, постулирующей в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения различных способов действий. Наряду с общей грамотностью выступают такие качества выпускника, как например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности становятся одним из значимых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений. Мы считаем, что высоких результатом воспитания гармонично развитой личности, предполагающей высокую речевую культуру в том числе,  можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной работой, которые взаимосвязаны, дополняют и совершенствовать друг друга. Повышение речевой культуры учеников – одна из основных задач, которую необходимо решить современной общеобразовательной школе.

Собственно в начальной школе учащиеся начинают осваивать азы речевой культуры, учатся использовать в своей устной и письменной речи средства языка в разнообразных ситуациях общения сообразно целям и задачам речи. «Под культурой (от лат. cultura –  возделывание, воспитание, приучение, образование, развитие, почитание), говоря научным языком, принято считать систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческого поведения, обеспечивающего воспроизводство и развитие социальной жизни во всех ее проявлениях» [4, с.314].

Анализ методической, психолого-педагогической литературы, наблюдение за учебно-воспитательным процессом показали, что в начальных классах работа по речевой культуре проводится на уроках русского языка в недостаточном объеме, нередко – фрагментарно. Внеурочная работа помогает оптимизировать работу по развитию речевой культуры. В программе внеурочной работы указана необходимость обеспечения  регулирования различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Внеурочную работу по русскому языку в начальной школе нельзя смешивать (тем более подменять) с известным в школьной практике видом работы по выполнению учебно-воспитательных задач под названием «дополнительные занятия» или «работа с отстающими».

Внеурочная работа по русскому языку, по мнению Баранова М.Т. – «обязательный элемент нормальной организованной работы школы» [2, c. 374]. Высоких результатов в деле воспитания гармонично развитой личности, предполагающей высокую речевую культуру в том числе,  можно достичь, по нашему  мнению,  при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной работой, которые должны: быть связаны между собой, дополнять и совершенствовать друг друга. Урок не может вместить всего того, что интересует детей, и всего того, что нужно для практического овладения речевой культурой. На внеурочных занятиях учащиеся выходят за узкие рамки школьных учебников, у них развиваются многие важные компетенции – обучаются самостоятельно находить и подвергать анализу языковой материал, пользоваться словарями и необходимой справочной литературой и т.д.  Такая работа позволяет внеурочной деятельности по русскому языку помочь в решении общих задач учителя начальной школы в развитии речевой культуры своих учеников.

Содержание внеурочной работы по русскому языку обуславливается  программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и степени сформированности речевых компетенций учеников. Для внеурочных занятий по русскому языку и по другим предметам нет единой программы, которая предлагала бы обусловленное содержание и регламентирующей работу по возрастным группам учеников, учитывающей условия конкретно рассматриваемого региона, школы, конкретного класса. Внеурочная работа по русскому языку в начальных классах обычно  ведется в течение учебного года параллельно с классными занятиями. Некоторые виды внеурочной работы, в частности, которые имеют характер  эпизодический, учитель может проводить и в каникулярное время (например, КВН, олимпиада). Классная и внеурочная работа дополняют друг друга, и только в их взаимодействии мыслимо претворение в жизнь непростых задач, стоящих перед современной общеобразовательной школой. Как правило, внеурочная деятельность тесно связана с уроком, однако она, также постоянно стремится к определенной автономности: к пополнению и углублению знаний учащихся по учебной дисциплине, к поискам форм, более глубоко отражающих особенности занятий по интересам. Такое  кажущееся противоречие – тесная связь с обязательной учебной программой и в то же время выход за ее пределы –одна из отличительных черт внеурочной работы, призванной, развивая познавательные интересы школьника, учитывать и опираться на эти интересы.

Методисты Львов М.Р., Соловейчик М.С. и др. полагают, что предложенный для внеурочной работы материал должен представлять собой определенную систему знаний о русском языке, но она должна быть разумной, гибкой, выходящей из самой сущности содержания [1].

Итак, внеурочная работа по русскому языку в начальной школе будет оптимизировать процесс развития речевой культуры младших школьников если:

– создавать речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной устной и письменной речи учеников;

– развивать потребности и возможности самостоятельной речи и обеспечивает речевую практику для детей;

– вести систематическую работу по развитию речевой культуры учеников   связывая ее с уроками русского языка (не дублируя изучаемый на уроках учебный материал, а расширяя объем получаемых знаний по предмету).

                                               Литература

  1. Львов М.Р. Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русскому языку в начальных классах. – М.: Академия, 2007.
  2. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2101 «Русский язык и литература»/ Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368с.
  3. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Психология. Словарь / Под общей ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Педагогика, 1990. – С. 314.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. – 2009. – № 2. – С. 47, 50-51.