Карачаево-Черкесский университет имени У.Д.Алиева, г. Карачаевск

 

Современное образование, являющееся источником социального прогресса, фундаментом развития культуры, нацелено на расширение возможностей, предоставляемых молодежи, которой предстоит жить и трудиться в условиях инновационного, информационного общества.  В Федеральной целевой программе развития образования на 2011- 2015 годы (Постановление Правительства Российской Федерации  от 7 февраля 2011 года   № 61) выделяются главные направления решения научной и практической проблемы информатизации образования, которые предусматривают обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой, изменение содержания, форм и методов обучения в связи с приходом в учебный процесс информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), создание целостной электронной образовательной среды, как фактора повышения качества образования, организация подготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений в области использования информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время увеличилось  влияние медиа-технологий на человека. Мощный поток информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание личности и его восприятие окружающего мира. Решить данную задачу можно в сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

В.А. Трайнев, И.В.  Трайнев полагают, что: «информационные и компьютерные технологии в настоящее время играют  важнейшую роль в сфере образования, и особенно в высшей школе» [2, с. 43].

В современном обществе интенсивно развивается процесс информатизации. Ускоренные темпы, которыми продвигается данный процесс, выдвигают новые требования и к информатизации образования, и к информационному образованию». Информатизация – глобальный процесс, затрагивающий все стороны жизни общества, активно влияющий на темпы развития экономики, качество жизни, национальную безопасность, образование.

В век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Общение обучающихся со сверстниками и со взрослыми всё чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют «живое слово». Важно научить обучающихся за короткое время осваивать, преобразовывать и использовать в жизни огромное количество информации [1].

В настоящее время общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и воспитания. Перед учителем стоит задача – поиск новых способов интенсификации обучения, повышение его качества и процента обученности. Формирование всесторонне развитой личности –  ориентир в работе школы.

Учителям начальной школы отводится немаловажная роль в подготовке младших школьников к усвоению русского языка. Чем раньше дети приобщаются к русской языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования русского языка в своей устной и письменной речи.

Ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса обучающихся. Наглядность ИКТ, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес обучающихся, создаёт положительную мотивацию к будущей педагогической деятельности, к самообразованию. Преимущества ИКТ открываются с самого начала и, по мере их использования, дают толчок к саморазвитию» будущего педагога, способствуют развитию его управленческой культуры, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.

Начальная школа накопила богатый опыт обучения русскому языку, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова, Д.Н. Богоявленского, М.Л. Закоружниковой, М.Р.Львова, Т.Г.Рамзаевой и многих других.

Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.

          Главная задача учителя начальных классов – развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Правильно, с методической точки зрения, организованная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у детей интереса к изучению русского языка,   воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру учащихся. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес – важный внутренний мотив обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для младших школьников. Понятно, что этот интерес развивается, прежде всего, на уроках русского языка, но, несомненно, и то, что внеурочная работа также дает  учителю большие возможности для того, чтобы заинтересовать учащихся предметом. При этом педагогу важно помнить, что работа на уроке, регламентирована единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование у учеников системы знаний, умений и навыков. Профессиональное становление учителя предполагает умение усваивать «… и результативно применять в новых условиях традиционные методы и приемы педагогической деятельности, –  по справедливому замечанию Полонского В.М., – а также создавать новые социально ценные педагогические технологии, методы и приемы».

Мы считаем, что использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе оптимизирует работу по формированию лингвистических, языковых, коммуникативных компетенций младших школьников, создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков.

Широко используемые на занятиях игровые способы обучения: элементы драматизации, опыт личного творчества учащихся и т.п., способствуя успешной реализации принципа занимательности, порождает у младших школьников естественное желание узнать как можно больше нового из области лингвистики. Занимательность занятий – педагогическое средство, но не цель работы. Она зависит от формы ее проведения, приемов и методов работы, от использования информационно-коммуникативных технологий и т.д.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку в начальной школе можно применять следующие приемы:

– ассоциативный ряд;

– опорный конспект;

– мозговая атака;

– групповая дискуссия;

– кластеры;

– синквейн;

– ключевые термины;

– перепутанные логические цепочки;

– лингвистическая аллюзия (намек);

– нетрадиционные формы домашнего задания и др.

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать русский язык. Технологии, которые лежат в основе инновационного обучения, помогают сделать учебу доступной, интересной.

Итак, без целенаправленной организованной творческой деятельности со стороны учителя, предполагающей активное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в процессе обучения, без систематического повторения материала, невозможно достичь оптимизации работы по формированию  лингвистических, языковых, коммуникативных компетенций младших школьников. Качество обучения младших школьников русскому языку зависит от развития средств, методов и форм, применяемых в процессе обучения, от эффективности контроля учителя за ходом и качеством формирования орфографического навыка и закрепления изученного материала.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Список использованной литературы:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2001. – 272с.
  2. Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарнм образовании (методолгия и практика) / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М., 2009. – 282с.

 

Работа представлена научным руководителем: ст.преподавателем Биджиевой В.И.