Карачаево-Черкесский университет имени У.Д.Алиева, г. Карачаевск

Многозначность – естественное и широко распространенное явление в языке, одна из его важнейших семантических закономерностей. Можно говорить о двух основных причинах этого явления.

Одна из них объясняется принципом экономии и заключается в известном противоречии между беспредельностью нашего опыта и ограниченностью ресурсов языка. Познавая окружающую нас действительность, мы вынуждены использовать одно и то же слово для обозначения различных классов предметов, так или иначе связываемых в нашем языковом сознании, перенося названия данного предмета на другие. С многозначностью слов (полисемией) младшие школьники сталкива­ются постоянно, но далеко не всегда осознают ее. К пониманию многозначности они приходят от иносказания, от переносного значения слов. Однако на первых порах наличие у слова не­скольких значений нередко поражает ученика.

Программа по русскому языку для начальных классов уделяет боль­шое внимание развитию речи обучающихся. В связи с этим большой интерес представляет работа над многознач­ностью слова, как значимого составляющего в работе по развитию речи детей. На современном этапе развития общества, в связи с возросшими требованиями к культуре речи школьников, необ­ходимо работать не только над количественным, по и над каче­ственным обогащением словарного запаса учеников. Эта ра­бота должна включать не только работу по «накоплении» новых лексических единиц, но также работу по «раскрытию» и усвоении. многозначности уже известных слов.

Проблема изучения многозначности слова рассматривается в методической литературе в нескольких аспектах:

1) разрабатываются материалы к урокам в  классе по теме «Однозначные и многозначные слова», даются конкретные ре­комендации, упражнения к данным урокам

2) делаются попытки классифицировать ошибки учащихся и связи с использованием в речи многозначных слов.

Многочисленные ошибки учащихся в устной и письменной речи, связанные с использованием многозначных слов, свидетельствуют о необхо­димости серьезной и систематической работы над многознач­ностью и – шире –  над значением слова вообще. Ученики не знают, а часто и не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, очень распространенными являются и ошибки, связанные с употреблением в речи слов с переносным значением. Их типы очень многообразны и не сводятся только к употреблению слова в несвойственном ему значении. При работе с многозначными словами учителю начальных классов, на наш взгляд, необходи­мо учесть: для разгра­ничения значений слова решающую роль играет контекст, кон­кретное словоупотребление.

Но немалое значение имеют и се­мантические определения, поэтому при изучении многозначно­сти необходимы и упражнения, направленные на анализ опре­делений различных значений в толковом словаре, а также уп­ражнения на самостоятельное нахождение различий между зна­чениями одного слова. Наиболее эффективными оказались следующие упражне­ния:

– использование многозначного слова в контексте, состав­ленном самими учащимися;

– определение (называние) слова по толкованию;

– «узнавание» многозначного слова в контексте и определение его значения; различение прямого и перенос­ного значения слов и доказательство оснований переноса;

– со­ставление словосочетаний и предложений с многозначным словом в указанном значении;

– подбор синонимов и антонимов к разным значениям многозначного слова.

Результативными являются упражнения по толковому словарю: проверка пра­вильности толкования, нахождение слова и использование его в контексте и др.

Понятие многозначности слов усваивается учащимися бо­лее осознанно в условиях изучения слова в его системных связях. Работа над лексической сочетаемостью слов прохо­дит интересно, помогает предупредить речевые недочеты; правда, она требует большого напряжения от учителя, труд­на, но выполнима и необходима.

Ошибки учащихся часто исходят и из не­знания способов толкования лексического значения слова, не­умения строить семантические определения и их применять, а выработка умения строить семантические определения – один из элементов развития речи учащихся. Бобровская Г.В. отмечает: «В речи мы формулируем мысль, но, формулируя се, мы сплошь и рядом ее формируем…» [1,89]. Иными словами, наблюдается обратное воздействие речи на мысль. Речевое оформление мысли способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли

Роль изучения многозначности слова в начальной школе для повы­шения речевой культуры учащегося, а следовательно, и его общей культуры трудно переоценить. Понимание нескольких значе­ний многозначных слов и умение правильно их употреблять в разных значениях обогащает словарь ученика (не расши­ряя его количественно, увеличивая смысловую нагрузку из­вестных ему слов), предупреждает и исправляет речевые недочеты в употреблении многозначных слов, обогащает и упорядочивает синтаксис речи детей. При правильно, с методической точки зрения, поставленном изу­чении многозначного слова расширяются синонимические ря­ды слов, совершенствуется механизм подбора антонимов, а, следовательно, обогащаются выразительные возможности языка обучающихся.

Младшие школьники усваивают определение однозначных и многозначных слов, практически запоминают способ отражения в толковом словаре разных значений многозначного слова, способы переноса наименования. В связи с изучением однозначных и многозначных слов формируются следующие умения: узнавать, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова.

В результате  знакомства со структурой многозначных слов, типами переносов наименований учащийся получает воз­можность распространить приемы определения разных зна­чений слова на непонятные ему слова; его будут интересо­вать закономерности сочетания слова в разных значениях с другими словами, при чтении он будет устанавливать типы этих связей. Он будет думать над языком. Будет совершен­ствоваться техника целесообразного отбора языковых средств определенного стиля речи, так как при изучении полисемии нельзя не затронуть вопроса о разной стилистической окрашенности, принадлежности слова с разными значениями к определенным стилям речи.

Список использованной литературы:

  1. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа. – 2002. – №6. – С.76–80.
  2. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематиче­ских групп слов, омонимов, паронимов, си­нонимов, антонимов: Учеб. пос. для уча­щихся начальной школы. – М.: Дрофа, 2003. –152с.

Работа представлена научным руководителем: ст. преп. Биджиевой В.И.