ФГБОУ ВО «КЧГУ», г.Карачаевск

 

В связи с переходом образования РК на новую компетентностную парадигму педагоги вносят изменения в школьную практику. Внедряются инновационные технологии, создаются новые учебные пособия, обновляется содержание государственных программ, форм и средств обучения. Практика показывает, что наиболее эффективным для результата обучения является деятельность учителя над проблемными моментами организации учебного процесса. В этом направлении важной составляющей выступает системная реализация задач поисковой темы школы, методического объединения и учителя. В течение ряда лет нами внедряется программа опытно-экспериментальной работы «Использование современных педагогических технологий на уроках истории в развитии информационной компетентности школьников». Изучены теоретические основы проблемы, составлена модель внедрения программы, которая была представлена на городской научно-практической конференции в марте 2014 года, разработаны планы уроков на основе использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (RWCT) и ИКТ, эффективность которых в формировании информационной компетентности учащихся определена мониторингом эксперимента. Анализ психолого-педагогической литературы (Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Лебедев О.Е., Зимняя И.А., Иванов Д.Л., Жайтапова А.А.) и нормативных документов позволил определить информационную компетентность как «группу умений по самостоятельному поиску, обработке и критическому осмыслению, использованию информации из различных источников, в том числе при помощи ИКТ, что позволяет в полной мере сформировать ЗУН, опыт деятельности и опыт ценностных отношений» [4,8]. Одним из исходных положений, лежащих в основе экспериментальной деятельности, стал следующий: базой формирования компетентности является опыт ученика (актуализированный на уроке или новый). Этап побуждения на уроке истории выступает как один из наиболее важных. Так как школьный курс построен по проблемно-хронологическому принципу, сквозные взаимосвязи процессов и закономерностей жизни общества изучаются в системе взаимосвязанных уроков, часто отдаленных значительным временным промежутком. Внутренние взаимосвязи содержания необходимо постоянно иметь в виду, чтобы прошлые знания и умения стали базой для новых. Таким образом учебный процесс строится на основе конструктивисткой теории. (Пиаже Ж, Д. Дьюи, Л.С.Выготский) [3]. В сжатой форме центральная идея парадигмы конструктивистской педагогики может быть передана следующим образом: знание в образовательном процессе не обретается пассивным образом, оно активно конструируется познающим субъектом; функция познания носит адаптивный характер и служит для организации опытного мира учащегося как субъекта образовательного процесса [6].

При планировании этапа акутализации необходимо учитывать требования программы в вопросах знания хронологии, терминологии, деятелей, а так же уровня развития умений в соответствии с таксономией Б.Блума, что позволяет в полной мере критически осмысливать информацию и формировать опыт деятельности и ценностных отношений.

Опыт работы по поисковой теме позволил выделить несколько типов заданий, которые эффективно актуализируют и конструируют опыт школьников.

Наиболее простым способом заданий является составление ассоциативной карты по теме с последующим ее дополнением и корректировкой в конце урока. Так, при изучении тем 8 класса «Ханство Абылая», «Начало присоединения Младшего жуза к России», дети называют ассоциации, сформированные на уроках в 5 классе, занятиях по казахскому языку о деятелях Абылае и Абулхаире. В 7 классе по теме «Город в средневековье» школьники чаще всего хараектеризуют городскую культуру с современной точки зрения, исправляют свое мнение после изучения темы.Таким образом, школьники анализируют имеющуюся у них информацию, перерабатывают ее и представляют в другом виде.

Интересным способом актуализации выступает анализ документа по теме. Его изучение не только позволяет выявить некоторые факты, но и увидеть проблему в изучении новой темы. Например, в 6 классе при изучении темы «Египет» анализ «Гимна Нилу» помогает понять роль реки в зарождении государства, развитии религиозных верований. В 8 классе анализ стихотворения И. Шорехова помогает понять предпосылки восстания 1836-1838 годов в Бокеевской орде. В 9 классе по теме «НЭП» школьники проанализировали документ из Хрестоматии «Численность голодающих в 1921-1922 гг.» и вспомнили причины тяжелого положения населения Казахстана после гражданской войны, предположили задачи правительства по изменению ситуации. С 8 класса возможно использование анализа диаграмм для выявления проблем. Например, сравнение количества мануфактур в Англии, Франции, России в 18 веке (темы «Великая французская революция», «Россия в 18 веке»), в 9 классе «Распределение репараций по решению Парижской конференции» помогают детям самостоятельно поставить задачи изучения новой темы.

Умение анализировать историческую карту – одно из наиболее важных при изучении предмета. Сравнение карт 13 и 16 веков в 7 классе позволяет учащимся выделить основное направление в развитии Европы – формирование городской культуры, назвать возможные причины этого. Сравнение карты Казахстана 18 и 19 веков помогает назвать сквозную тему 2 раздела при изучении истории Казахстана – «Присоединение Казахстана к России».

Другим типом заданий является составление пар из предложенного исторического материала: «Соедини дату и событие», «Соедини имя и событие», «Составь пару: страна-исторический деятель (или страна-событие, страна – термин)». Это помогает учащимся проанализировать весь изученный ранее материал, переработать его и представить в другом виде, то есть формирует информационную компетентность.

Различны варианты использования на этом этапе игры «3 лишний». Наиболее простой вариант используемый в 5-6 классах: определи третье лишнее из предложенного ряда слов и объясни почему ты так считаешь. Дети могут предлагать различные варианты, что помогает им мыслить различными категориями, формирует умение доказывать свою точку зрения. Например, ряду «хронология, карта, топонимика» дети могут предложить два варианта лишнего: «карта», так как это не наука или «хронология», так как это не относится к карте необходимо вспомнить значение всех терминов. С возрастом задание может усложняться: дай всем словам обобщающее слово и выдели лишнее; составь из трех лишних слов тему урока; напиши эссе из лишних слов, используя их как ключевые; переставь лишние слова в другие группы так, чтобы они стали не лишними. Наиболее сложным является игра «Крестики -нолики», где детям предлагается набор из 9 слов и они должны найти три, связанных по смыслу или можно предложить покрасить все 9 слов по 3 связанных слова в разные цвета по изученным темам.

Формирует познавательный интерес к изучению предмета задание «Венгерский кроссворд», после решения которого из лишних букв составляется ключевое слово новой темы, а также в 5-6 классах ребусов.

При использовании всех этих заданий эффективным является применение инструментов интерактивной доски. ИКТ применяется и при просмотре видеоотрывков для актуализации новой темы. Просмотр видеоотрывков на основе материалов сайтов интернета (ЦОР по истории Казахстана, образовательных сайтов России,) помогает не только актуализировать изученное, формировать ценностное отношение к увиденному, но и помогает использовать их для развития умения анализировать увиденное через составление синквейна, «5 ключевых идей», «3 важных факта», «Удивило», «Знал – узнал», «Составь 2 простых и 2 сложных вопроса» и другие задания. Актуальным является при подготовке к ВОУД использование ИАД для составления видеоряда, так как в сборниках предлагаются вопросы на узнавание исторического деятеля, места сражения, битвы по схеме и другие вопросы повышенной сложности.

Все эти типы заданий составляются первоначально учителем (нами составлены для всех уроков в 5-9 классах), затем возможно в рамках реализации модуля «Развитие одаренных и талантливых детей» предлагать учащимся самим составлять подобные задания, к чему они относятся с большим интересом.

Таким образом, при использовании различных типов заданий на этапе актуализации возможности в развитии информационной компетентности школьников значительно возрастают даже при небольших временных затратах, что подтверждается проведенным мониторингом по теме эксперимента. Учащиеся в большинстве (78%) показывают сознательно-реконструктивный уровень сформированности данной компетентности, 91% демонстрирует умение практически решать поставленные задачи урока, 75% используют различные способы поиска, анализа, переработки информации, представления ее в другом виде.

Вторая часть практикума представляет собой тексты контрольных работ для 5-9 классов, несколько вариантов. Содержание их определено в соответствии с Государственными программами по предмету, таксономией Блума. Обе части практикума взаимосвязаны, так как в контрольных работах присутствуют задания, рассмотренные на этапах актуализации в ходе уроков. Контрольные работы проводятся по итогам полугодия и года, носят дифференцированный характер, что помогает учитывать особенности отдельных школьников. Задания способствуют проверке усвоения требований Госстандарта, степени сформированности информационной компетентности в соответствии с поисковой темой учителя.

педагогический урок история школьник

Литература

  1. Госстандарт 12лет среднего общего образования РК (проект) – 12-летнее образование – 2006 № 3 с 35-36
  2. Жайтапова А.А. – Модели обучения для профессионального роста – Алматы 2004 с 34
  3. В.К.Загвоздкин – Теоретические основы обучения путем создания обучающей среды – http://murzim.ru/nauka/psihologija
  4. Лебедев О.Е. – Компетентностный подход в образовании \\ Школьные <file:///\\Школьные> технологии – 2004 № 5, стр 5-14.
  5. Лукзен Л.Н. Информационная грамотность -основа образовательного процесса -Открытая школа 2004-№ 4 с. 41-42
  6. Е.В.Руденскийhttp://do.gendocs.ru/docs/index-34259.html
  7. Хуторский А. Ключевые компетентности как компонент ЛЛО парадигмы \\Народное <file:///\\Народное> образование 2003 -№ 2 с. 54-67
Login