ФГБОУ ВО «КЧГУ», г.Карачаевск

Сила и жизненность традиций нравственного воспитания проявляется в широте их проявления в обществе, их незыблемости. Если появляются попытки их нарушения и число таких фактов растет, то возникает вопрос, актуальны ли традиции.

Механизм действия традиций нравственного воспитания – накопление, сохранение и трансляция опыта, специфических норм и ценностей, образцов постановки и решения определенных проблем. Каждое новое поколение не просто воспринимает и усваивает традицию воспитания в готовом виде, а осуществляет свою ее интерпретацию и выбор.

Механизмами распространения традиций выступают такие факторы как социокультурное подражания, идентификация и социальная стереотипизация, которая предусматривает формирование стереотипов социального и индивидуального поведения, жесткое доминирование стереотипа над индивидуальным волеизъявлением, личностными особенностями и стремлениями.

Утверждение традиций нравственного воспитания и укоренение их в обществе или в определенной общности людей обусловлено их соответствием исторического сознания народа или сознания этого сообщества, а также соответствие традиций условиям их функционирования. Атрибутивным параметром социального бытия традиций является время. Динамика традиций – это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых на основе органической перекомбинации элементов традиций. Развитие традиций нравственного воспитания происходит через введение инноваций, их традиционализацию и превращения в органическую составляющую традиции.

Значение обычаев заключается в том, что они формируют определенную модель поведения, влияют на становление национального характера, психологии, системы взаимодействия с миром и социальным окружением.

Традициями нравственного воспитания можно считать устойчивые, исторически образованные, укоренившиеся в сознании подрастающего поколения формы деятельности, поведения, межличностных отношений детей и являются фундаментальными основами функционирования педагогической системы образования в государстве. Они регламентируют характер, который зафиксирован нормативно и передается из поколения в поколение и определяет правила, обычаи и нормы поведения

Для предупреждения таких негативных явлений важно учитывать тот положительный опыт воспитательного потенциала традиций, который был наработан отечественной педагогической наукой и практикой в 80-е годы (А.А. Аронов, В.А. Безродный, B.C. Ильин, Н.М. Конжиев, Р.В. Овчинников, Е.Н. Цветаев).

В историко-педагогическом знании актуально исследование педагогических традиций и идей с целью выявления и понимания истоков, природы изменений, происходящих в обществе. В настоящее время в России идет активный поиск путей совершенствования системы образования на основе общечеловеческих и национальных образовательных ценностей. В качестве ценностных ориентиров совершенствования, возможно, использовать педагогические традиции и идеи прошлого, которые при тщательном изучении могут оказать неоценимую помощь в осмыслении и разработке современных проблем воспитания и обучения.

В современном гуманитарном знании понятие традиция трактуется широко и многопланово. В Толковом словаре В.И. Даля традиция определяется в соответствии с ее первоначальным латинским смыслом: «все, что устно перешло от одного поколения на другое». Расширенно данное понятие трактуется в «Словаре русского языка»: «Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п.; установившийся порядок, неписаный закон в поведении, в быту; обычай, обыкновение». В научном знании традиции определяются как «механизм накопления, сохранения и трансляции научного опыта, специфических норм и ценностей науки, образцов постановки и решения проблем».

Традиции, как феномен действительности, исследованы как комплексное междисциплинарное явление на стыке философии, этики, культурологии, психологии, педагогики и других наук. В философии традиции определяются, прежде всего, как отношения, опыт предшествующих поколений, духовные и материальные ценности, которые передаются от поколения к поколению. В философском энциклопедическом словаре традиция определяется как «передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традиции основана культурная жизнь. Традицией называется также то, что передают; в то же время все, что на традиции основано, называют традиционным». В понимании А.А. Батуры: «традиция – неотъемлемый атрибут общества; она реально существует; однонаправлено выражена во времени; представляет собой форму адаптации человеческого сообщества к окружающей среде; имеет непрерывный относительно устойчивый, инерционный характер, в то же время потенциально динамична, обнаруживает способность к существенной перестройке; имеет избирательный характер; передается способами, отличными от генетического: вербальными, письменными, путем преемственности; включает в себя объекты социокультурного наследования (материальные и духовные ценности); в качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, стили». В различных философских толкованиях границы понятия традиции соприкасаются с философским полем таких понятий и явлений как обычай, ценности, наследие. В работах по культурологии традиции представлены как «передача и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению»; как «социальное и культурное наследие». Э.А. Баллер рассматривал традиции как «исторически сложившиеся формы поведения людей решительно во всех областях общественной жизни». Традиции определяются в психологии как «любой социальный обычай или убеждение или согласованный набор таких обычаев и убеждений, который передается из поколения в поколение». Понятие традиции может раскрываться как совокупность результатов развития общества (ценностей, отношений, форм деятельности, норм поведения, общественных установок, идей), критически осваиваемых и развиваемых в соответствии с конкретно-историческими задачами.

Единого, общепринятого, для всех наук определения (понятия) традиций нет. Причиной такого состояния является то, что каждая из названных отраслей знания изучает свои аспекты традиций. Обобщенный выход на традиции может быть выражен в характеристике по трем существенным признакам:

–       традиции как ценностное отношение к тем или другим жизненным феноменам;

–       традиции как сложившиеся формы, способы организации жизнедеятельности в определенном пространстве жизни, в том числе и социально-историческом пространстве;

–       традиции как требования тех или иных значимых структур (государственных, общественных, национальных) к организации жизнедеятельности человека, особенностям его существования в обществе.

В рамках педагогического подхода традиции определяются как исторически сложившиеся, устойчивые и повторяющиеся явления, передающиеся от одного поколения к другому. Смысловое поле педагогических традиций с началом разработки культурологического направления значительно расширяется. В педагогической литературе понятие традиции используется в нескольких значениях: как педагогический опыт отдельного учебного заведения или опыт конкретного педагога; как определенное массовое правило, норма поведения; как ряд педагогических мероприятий, имеющих общую цель; традиции могут выступать синонимом таких понятий как «праздник», «ритуал». Собирательное понятие традиции представлено в педагогическом словаре, где под понятием традиций понимается «система предельно общих стереотипов, обеспечивающих воспроизведение в теоретической (мыслительной) и практической воспитательно-образовательной деятельности каждого поколения определенных, заданных социокультурными детерминантами, рамок ее реализации, содержательное наполнение которых зависит от конкретно-исторического состояния цивилизации». В нашем понимании педагогические традиции – это элементы педагогического наследия и ценного педагогического опыта, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются в течение длительного времени.

В работах классиков отечественной педагогики А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого традиции рассматриваются как важное средство воспитания подрастающего поколения. Так, К.Д. Ушинский считал, что воспитание на традициях способствует формированию сильных характеров. Формировать характер и направление воспитания необходимо в соответствии со своими национальными традициями. А.С. Макаренко использовал термин традиции, но не определял его. Придавая огромное значение традициям коллектива, А.С. Макаренко писал: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, советская школа, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал,.. это школы, которые накопили традиции». А.С. Макаренко называет и описывает различные традиции (традиция военизации – игры, традиция начала общих собраний и другие), обращает внимание на то, что традиций в его коллективе «было много, просто сотни. И я их не знал всех, но ребята их знали. И ребята знали их незаписанными, узнавали какими-то щупальцами, усиками. Так надо делать. Почему так? Так старшие делают. Этот опыт старших, уважение к логике старших, уважение к их труду по созданию коммуны и, самое главное, уважение к правам коллектива и его уполномоченных – это чрезвычайно важные достоинства коллектива, и, конечно, они поддерживаются традициями. Такие традиции украшают жизнь ребят. Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшать». Идеи А.С. Макаренко были положены в основу воспитательной системы советской школы. В целом заслугой классиков отечественной педагогики является то, что ими были выдвинуты прогрессивные идеи по вопросам использования традиций в воспитательной деятельности, а также разработаны научные основы использования традиций в педагогическом опыте. Эти идеи были положены в основу российского образования.

Традиции являются непременным элементом системы образования. Они определяют не только вид самой системы – традиционный, но и ее характер. Каждая система образования обладает своими собственными традициями, к оценке которых следует подходить конкретно-исторически. Так, например, историко-педагогический процесс в Восточной Пруссии (XIII – начало XX вв.) имел несколько этапов развития, для каждого их которых характерны определенные тенденции и свои педагогические традиции, которые зависели от конкретных исторических условий и социально-экономических факторов. Например, в орденском государстве (ХIII-начало XVI вв.) происходило зарождение традиций, связанных с особым отношением и вниманием властных государственных структур к вопросам образования своих граждан, традиции обучения молодежи в европейских учебных заведениях, традиции особого отношения к учености и образованности. В этот период были распространены традиции рыцарского воспитания.

Невозможно с большой точностью определить возникновение некоторых традиций. Тем не менее, о возникновении других можно говорить с большей долей определенности, например, традиции Кенигсбергского университета берут начало со дня его основания в 1544 г. Они всегда были ориентированы на высокие интеллектуальные и моральные ценности.

Появление новых традиций может быть вызвано конкретными историческими событиями, а также деятельностью тех или иных лиц (видных деятелей, ученых, учителей), отчего традиция приобретает персонифицированную форму. Так, создание Кенигсбергского университета связано с именем герцога Альбрехта Гогенцоллерна, который ликвидировал государство Тевтонского Ордена и создал светское герцогство – Пруссию. Мудрая политика герцога вызвала большой приток эмигрантов, что привело в свою очередь к экономическому и культурному подъему страны. Самой характерной чертой жителей Кенигсберга было сформировавшееся и устоявшееся в сознании людей уважительное отношение к книге, знаниям и образованным людям.

Жизнь традиции, особенности развития обусловлены ее носителями – реальными людьми, отношения между которыми складываются на основе их совместной деятельности. Изучая традиции в развитии, можно условно говорить об их статике и динамике. В каждый исторический период можно выделить относительно устойчивые педагогические традиции. Так, например, пионерские традиции имели определенную устойчивость в советский период развития отечественного образования и были утрачены в постсоветский период. Другой пример – когда в традициях прошлое выступает в неизменном виде. Такие традиции могут распространяться и передаваться от поколения к поколению в виде простого воспроизводства, возобновления во времени и пространстве. В таких традициях много обыденности. Это статичные традиции, которые призваны обеспечивать устойчивость системы в конкретный исторический период, ее изменения в рамках относительно стабильной структуры. Традиции могут распространяться и в измененном виде, интенсивно развивающемся, реализующем определенное преемство. Это динамичные традиции. Так, например, процесс перехода системы образования из одного качественного состояния в другое сопровождается и изменением традиций, которые имеют, как правило, прогрессивный характер развития. Сами же традиции могут изменяться, трансформироваться, утрачиваться, наполняться новым содержанием. Может наблюдаться тенденция к «размыванию» традиций, что требует постоянной поддержки, контроля, стимуляции традиций со стороны их носителей. Возможно и целенаправленное искоренение традиций. Так, в советский период происходило искоренение традиций, несовместимых с нормами социалистической системы образования, например, искоренение религиозных воспитательных традиций. Другой пример, когда многие традиции отечественного образования советского периода были утрачены в начале 1990-х.

Развитие педагогических традиций представляет собой определенный процесс от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Прогресс образования обеспечивался и обеспечивается не только процессом изменения педагогических традиций (в том числе и их ликвидацией), но и процессом их сохранения. Сохранение и перенос из прошлого педагогических традиций обеспечивали преемственность образования на всех исторических этапах. Утрата традиции вовсе не означает прекращение процесса развития. Утрата традиции означает лишь невозможность развития в данном направлении.

Изучая педагогические традиции, можно говорить о том, как в процессе исторического развития рождались и закреплялись определенные формы организации образования в государстве, которые становились традиционными, определенное отношение к образованию разных сословий, опять-таки традиционное, определенная направленность линии развития образования, которые закреплялись как традиции. Конкретно все эти традиции можно обозначить как историко-педагогические традиции. Историко-педагогические традиции – традиции, имеющие глубокие исторические корни, особое значение в общем историко-педагогическом процессе, в практике обучения и воспитания. Каждое время вносит свой смысл, свои коррективы в традиции, расставляя акценты, соответствующие духу времени, атмосфере общественной жизни. Существование традиций как педагогических феноменов является следствием процесса развития образования. Педагогический процесс может быть представлен как смена педагогических традиций. Успешность становления историко-педагогических традиций может выступать критерием успешности самого историко-педагогического процесса. Традиция, являясь элементом системы образования, одновременно является средством интеграции педагогических отношений – она выступает и в качестве исторического основания, и в качестве формирования системной целостности. Являясь средством системной интеграции педагогических отношений, традиция определяет вид этих отношений и обеспечивает их преемственность.

Для педагогических традиций постсоветского периода характерно их развитие на новых ценностных ориентирах, основу которых составляют толерантность, свобода выбора, диалог культур, гражданское самоопределение; европейская ориентация, активное международное сотрудничество; изучение, осмысление и сохранение культуры и историко-педагогических традиций Восточной Пруссии с позиций российской культуры; развитие педагогических идей И. Канта, И. Гербарта, Ф. Бесселя и традиций Кенигсбергского университета в научном творчестве. Актуален поиск путей совершенствования развития образования и стремление каждого образовательного учреждения создавать и развивать собственные педагогические традиции.

Таким образом, институт образования во все времена сохранял педагогические традиции, имеющие своим основанием высокие ценности и идеалы. Для нас главным является выявление историко-педагогических традиций, их корней, особенностей реализации и роли в современных культурно-педагогических условиях. Содержательная сторона традиций служит основанием для их реализации в воспитательной деятельности современных образовательных учреждений. При этом создаются педагогические условия успешности процесса воспитания на традициях. В современных условиях идет процесс переосмысления, сохранения и обогащения этих традиций за счет поиска новых ценностно-смысловых установок, изменения содержания и форм, адекватных реальной жизни.

Исторически сложившиеся традиции, обычаи народа во всей своей совокупности средств художественной выразительности, эмоциональности, яркости, колоритности помогают формировать лучшие стороны личности, её нравственность, красоту, гражданственность, чего так не хватает нам в жизни, в общении друг с другом.

При подготовке молодой смены к жизни и труду лучшие воспитатели всегда обращались к сокровищнице педагогической мудрости, кропотливо созданной всей чередой поколений, прошедших ранее по Земле. Великолепным источником идейно-нравственного воспитания младших школьников в нашей практике зарекомендовал себя народный опыт соответствующих занятий с детворой.

Положительный опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей страны, не теряют своей значимости и по сей день. Нам интересен опыт воспитания, наиболее яркие традиции и принципы воспитания, являющиеся кладезем народной педагогической мудрости.

Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставила не только перед нами, нашими отцами и дедами, но и перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. И века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чём зиждется всё человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа.

Поднимая к свету и жизни своих детей, родители воспитывают в них любовь к Родине, матери, труду, заботятся о нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения. Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость – качества, которые пестует народ в детях. И это основа, это «киты» народной педагогики.

И потому нам стоит не только внимательно присмотреться к тем традициям воспитания подрастающего поколения, которые уже существуют тысячелетия и которые так бережно хранит наш народ, но осмыслить их, воспринять, открыть им дверь в нашу жизнь, учитывая при этом, что, сформировавшись в определённых жизненных условиях, впитав в себя исторический опыт народа, своеобразные народные традиции воспитания хороши и действенны, прежде всего, у себя «дома». Но мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это источник мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти прошлого оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём.

Начиная с древности, люди пытались создавать нравственные основания порядка в обществе: с давних времен мыслители обращались к проблеме воспитания добродетелей. Это были Сократ, Платон, Аристотель и др. И речь в каждом из подобных случаев шла об утверждении общечеловеческих ценностей и воспитании нравственных качеств. Нечто похожее обнаруживаем и в русской религиозной философской мысли. В соответствии с ее традициями для человека в жизни важно не сохранение идеального образа об истине, а ее индивидуальный смысл, то есть нравственная характеристика конкретного человека. Истоки русской традиции восходят не только к Античности, а и к этическим традициям православного христианства. И сегодня в обращении к ним есть исторический интерес и в особенности попытка восстановить отечественную культуру, состояние которой напоминает сложный и мучительный процесс возвращения к жизни тяжелобольного человека.

Культура и традиции – выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Для современного этапа развития нашего общества весьма характерно пробуждение интереса к проблемам нравственного возрождения России, возрождению традиций российского народа, его культурного и духовного наследия, нравственных основ российской культуры. Отмечается особая заинтересованность проблемами нравственного становления личности не только со стороны государства, но и со стороны русской Православной Церкви. Активно осуществляется поиск новых способов возрождения нравственного стержня российского народа с учётом длительного периода ослабления внимания этому важнейшему компоненту целостного воспитательного процесса.

Список использованной литературы

  1. Акмамбетов Г.Г. Проблема нравственного развития личности – Алма-Ата, Акмамбетов Г.Г. Проблема нравственного развития личности – Алма-Ата, 2009 – с. 82.
  2. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Т. 2 (П-Я): Пер. с англ. – М., 2000. – 560 с.
  3. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. Т. 4: С-V. – М., 1994. – 864 с.
  4. Думитрашко Т.А. Особенности воспитания: обзор зарубежного опыта. М., 2009
  5. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2009. № 9-10.

Ибрагимов Г.И. Использование народной педагогики в совершенствовании форм и методов обучения. // Народная педагогика – основа воспитания. Тезисы докл. межвузовской научно-пракгич. конф. / Г. И. Ибрагимов. – Казань, 1993. – 125 с.

Login