«Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» г.Карачаевск

Формирование правильной, грамотной устной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. В связи с этим перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей, формирования у дошкольников коммуникативных умений. Особо актуальна эта проблема в ДОУ, где решаются задачи развития коммуникативных умений старших дошкольников поликультурного образовательного пространства. «Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить в соответствии с чужой культурой. Поликультурное образование побуждает наряду с познанием чужой культуры и к анализу системы собственной культуры» [1, с.28].

Для целенаправленного поэтапного решения проблемы развития речи ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с дошкольниками, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей» [2]. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Повышение коммуникативных умений значимо в  теории и практики развития речи детей дошкольного возраста поликультурного образовательного пространства, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Кроме того, повышение коммуникативных умений невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации. Причиной острой необходимости развития коммуникативных умений детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её.

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. Ребенок усваивает речь, прежде всего подражая живому разговорному языку, который он слушает и образом которого следует.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык. Большое значение для развития коммуникативных умений дошкольников имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.).

«В пустых стенах ребёнок не заговорит…» – заметила в своё время Е.И. Тихеева [3, с. 129]. Насыщая групповое пространство, воспитателям  целесообразно позаботиться о возможности удовлетворения детьми в группе своих значимых жизненных потребностей в познании, в движении и в общении. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ИКТ, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей-билингвов и провоцирующий речевую активность.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное формирование коммуникативных умений старших дошкольников поликультурного образовательного пространства, максимально предупредить возможные интерферентные ошибки в развитии их русской устной речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития коммуникативных умений детей, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей. Организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим педагогическим условием формирования коммуникативных умений старших дошкольников поликультурного образовательного пространства, условием полноценного речевого развития нерусского ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.

В связи с тем, что для современной образовательной системы проблема развития речи, формирование коммуникативных умений чрезвычайно важна, перед педагогами стоит задача – предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства [2].

Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на формирования коммуникативных умений старших дошкольников поликультурного образовательного пространства. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на формирование коммуникативных умений можно отнести к тому, что называется самообучением языку.

Одним из педагогических условий формирования коммуникативных умений старших дошкольников поликультурного образовательного пространства является необходимость воздействия не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова. Для развития понимания желательно, чтобы дошкольник не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.

Таким образом, формированию коммуникативных умений старших дошкольников поликультурного образовательного пространства способствует выполнение следующих педагогических условий:

  1. Постоянное доброе общение с ребенком и как следствие – доверие его к взрослому и желание с ним говорить.
  2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.
  3. Высокая культура речи всех взрослых, окружающих нерусского дошкольника. Дети этого возраста схватывают сразу все, что говорят и делают взрослые.
  4. Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала: книг, картинок, игрушек и др.
  5. Проведение специальных игр и упражнений по развитию русской речи дошкольников-билингвов.

«Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъектности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания» [4, с.235].

В процессе работы по формированию коммуникативных умений старших дошкольников поликультурного образовательного пространства, педагогу целесообразно помнить о  цели поликультурного образования:  формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

 

                                      Литература

  1. Борисенков В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – С. 130-132.
  3. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей/ Под редакцией А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – С. 235.