Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия

 

Основными задачами современного образования являются развитие каждого учащегося с учётом его индивидуальности и переход от информационно-репродуктивного обучения к активно-творческому.

Русский язык как учебный предмет он имеет важное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, на основе который формируются практические навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.

Основными целями обучения русскому языку в современной школе являются следующие: овладение знаниями о функционировании и устройстве языка как коммуникативной системы; интенсивное развитие речемыслительных, творческих и интеллектуальных способностей школьника; формирование умения грамотно, полноценно пользоваться богатствами родного языка в своей практике. Грамматически понятия, которые изучаются в начальной школе –  один из важнейших разделов школьного курса русского языка. От того, насколько успешно будут усвоены эти знания, во многом зависит достижение этих целей. Усвоение грамматических сведений оказывает большое влияние на общее развитие школьников, создает благоприятные условия для формирования теоретического мышления детей, кроме того, служат основой для формирования правописных умений и навыков, а также подготавливают учащихся к изучению основного школьного курса синтаксиса, морфологии.

Традиционное узкое изучение местоимений является одной из наиболее важных причин появления у младших школьников речевых ошибок, связанных с употреблением местоимений. Следует подчеркнуть, что авторы работ, содержащих классификацию речевых ошибок и стилистических недочетов, относят неправильное употребление местоимений к наиболее распространенным и устойчивым ошибкам не только в начальной, но и в средней школе (Н.Н. Алгазина, Е.Ф. Глебова, А.Ю. Купалова, С.Н. Цейтлин и др.). Важной причиной таких ошибок является и специфика семантики местоимений, что обусловливает изучение местоимений в функциональном аспекте. Местоимения – это слова, отличающиеся от номинативных слов отсутствием референта в структуре значения, наполнение которого происходит в контексте (Е.В. Вольф, Л.Я. Маловицкий, М.А. Шелякин и др.). Необходимость специального внимания к местоимениям как к особой категории и «движущей силе в организации предложения (выказывания)» отмечал еще Л.А. Булаховский.

Необходимость изучения местоимений в начальных классах диктуется,  прежде всего тем, что в речевой практике дети широко пользуются всеми формами этих местоимений и вместе с тем довольно часто допускают часто допускают ошибки. Одна из задач изучения темы «Местоимение» заключается в том, чтобы устранить речевые ошибки учащихся, связанные с употреблением местоимений в устной и письменной речи детей. Незначительное количество часов, отводимых программой по русскому языку для начальных классов, а также небольшой объем знаний о местоимении, подлежащих изучению, ориентируют педагога на организацию практического ознакомления школьников  с этой грамматической категорией.

Для того чтобы сформировать у учащихся понятие о местоимении, следует исходить из совокупности семантических, морфологических и синтаксических признаков, т.е. раскрыть значение местоимений, охарактеризовать способы их изменения (склонение), выявить, в роли каких членов предложения они выступают [1, c. 56].

Серьезное внимание нужно уделить правописанию местоимений с предлогами (у него, ко мне, за ними..), хотя само орфографическое правило не должно вызывать  у младших школьников затруднений в его применении, так как местоимений с приставками в русском языке нет.

«Наибольшую трудность представляет для младших школьников образование предложно-падежных форм местоимений 3-го лица и соответственно соблюдение этих грамматических норм в речевой практике. Часто обучающиеся нарушают эти нормы: а) говорят «подошел к ей, к ему», вместо к ней, к нему, опуская звук н; б) при образовании местоимений женского рода 3-го лица в родительном падеже единственного числа с предлогами типа у неё, от неё, для неё дети пользуются разговорно-просторечными формами: у ней, от ней, возле ней и др.; в) допускают ошибки в словосочетаниях, образованных по способу управления: говорят «любоваться на закат» вместо любоваться закатом, «беспокоиться за отца» вместо беспокоиться об отце, «беспокоиться за него» вместо беспокоиться о нем, «любоваться на него», вместо любоваться им и т.д.» [1].

Изучая русский язык как систему и, овладевая лингвистическими знаниями, младшие школьники наряду с этим обучаются речи на русском языке – осознают и осмысливают через грамматические понятия и правила свою уже сложившуюся речевую практику и на этой основе корректируют и совершенствуют устную и письменную русскую речь.

Грамматическая оригинальность местоимений русского языка в отличие от остальных частей речи состоит, в том, что они:

а) не называют предметов, а указывают на них в их отношении к говорящему лицу (личные местоимения),

б) в их максимальной семантической общности,

в) в грамматическом своеобразии их рода, числа.

Высокий уровень обобщенности данного понятия, а также разнородность языковых явлений, объединяемых в категории местоимения, делают это понятие проблемным для понимания, восприятия, усвоения учениками начальных классов.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий, театральной педагогики вносит неоценимый вклад в дело усвоения младшими школьниками местоимения русского языка, закладывает прочный фундамент для осознанного глубокого усвоения темы.

На уроках русского языка учителю целесообразно использовать также различные схемы, опорные таблицы, рисунки, нестандартные задания, игры и т.п. Это оказывает положительное влияние на психику учащихся и способствует прочному усвоению учебного материала.

Изучение темы «Местоимение» необходимо выстраивать таким образом, чтобы стимулировать у учеников искренний интерес, мотивировать их к самостоятельному, более глубокому осмыслению темы. С этой целью педагогу желательно иметь в своей методической копилке «собственные» дидактические игры, ребусы, шарады, подборку языкового материала, музыкальные отрывки и фрагменты из детских мультфильмов.

Уроки русского языка строить так, чтобы учащиеся были в роли исследователей, участников диалогов и лингвистических экспериментов и т.д.

Чтобы дети научились узнавать местоимения, целесообразно проводить систематические упражнения не только в часы, отведенные программой, но до и после изучения темы, а также во внеурочной работе по русскому языку. Так, задолго до изучения местоимений возможны практические упражнения с ними. Например, при изучении падежных форм существительных очень полезны упражнения на замену существительных местоимениями [3, c. 175].

Широкие возможности для работы над местоимением, как частью речи,  предоставляет стихотворение Т. Собакина «Цветы», которое  насыщено местоимениями. Учащимся можно предложить разнообразные виды заданий с данным текстом:

а) отыскать местоимения в тексте;

б) определить их лицо;

в) определить число;

г) указать падеж;

д) придумать предложение с одним из местоимений;

е) объяснить семантику одного из местоимений и т.п.

Затем можно учителю показать иллюстрацию с цветами и обратить  внимание учеников на их красоту. Педагог может предложить назвать имена существительные и заменить их местоимениями. (Цветы – они, ромашка – она, василек – он и т.д.).

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы.

Формирование речевых навыков при изучении местоимений предполагает сознательное восприятие фактов языка, понимание законов использования местоимений в зависимости от контекста.

Внимание к местоимению как к одному из средств реализации связности, к смыслонесущему элементу текста поможет выработать у учащихся подход к связности речи как к языковому феномену, разовьет их языковое чутье.

 

Список литературы:

  1. Гончарова О. С. Особенности изучения местоимений в начальной школе // Молодой ученый. – 2012. – №10. – С. 193-195. – URL https://moluch.ru/archive/45/5516/ (дата обращения: 04.01.2020).
  2. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
  3. Львов М. Р., Горецких В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Изд. Центр Академия, 2006.