Карачаево-Черкесский государственный университет

имени  У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия

 

Сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский ценил сказки настолько высоко, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка [1].

В народной сказке существует герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы: В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным, П.П. Ершовым, К.И. Чуковским, а также современными писателями, как отечественными, так и зарубежными.

За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта.

Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.

Сказка – понятие обобщающее. Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Главным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку «с потребностями коллектива». Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой ее признак, как повествовательность сюжета.

Сказка непременно увлекательна, необычна, с четко выраженной идеей торжества добра над злом, правды над ложью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.

Сказка дает нужную палитру переживаний, зарождает необычное явление, ни с чем сравнивающим настроением, она как бы создает добрые и нежные чувства. Сказка, как зеркальное отражение мира требует от школьника своеобразных качеств понимания: чувства изобразительного слова, творческого мышления и восприятия внутренних мотивов поведения литературных героев. Все эти характерные черты в своей общности предполагают особый образ восприятия – эстетический. Эстетическое восприятие формируется с художественной литературой, поэтому особенно важно целесообразно продумать форму и методы работы со сказкой с самого начала при ознакомлении ребенка с литературой.

Основная задача учителя начальных классов при анализе сказок – в оказании помощи обучающимся увидеть мельчайшие признаки этого жанра. И начинать помогать почувствовать и по­нять все это нужно с раннего детства через знакомство со сказкой. У большинства детей знакомство со сказкой начинается еще в раннем детстве, когда они еще не умеют говорить, а только лопочут.

В детстве каждый ребенок хочет подражать взрослым, быть сильным, отважным, ловким и умным. И в сказке он как будто бы реализует свои неосознанные желания. Большие и малые мечты осуществляются им в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает свой собственный вариант её.

Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает осо­бенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт культуры и традиции народа – она учит добру и спра­ведливости. «Сказка, – писал В.А. Сухомлинский, – развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать» [3].

Уже после первичного восприятия ученики проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача педагога при анализе сказок на уроках литературного чтения – помочь детям заметить формальные признаки данного жанра. В кумулятивной сказке – это нагромождение событий или героев, связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательном действий. В волшебной сказке – это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки. В новеллистической (бытовой) сказке – это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование. Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки – дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика. Аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку в том случае, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

Начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…;

Продолжения: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;

Конца: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла.

Сказки представляют, на наш взгляд, богатый материал для нравственного воспитания учащихся начального звена обучения. Недаром они составляют часть текстов, на которых ученики изучают разнообразие мира. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей. Сказка, во многом способствует «изживанию эмоций», удовлетво­рению духовных потребностей личности.

Сказки вызывают у ученика внимание к зачаро­вывающим описаниям чудес, необычных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие.

В учебники по литературному чтению 1-4 классов входят произведения фольклора народов России и других стран мира [2]. Задача обучения в каждом классе – углублять зна­ния младших школьников  о произведениях народного творчества, расширять и обогащать читательский опыт, вводить литературоведческие представления и понятия. Разделы учебников в соответствии с «Обязательным минимумом содержания начального общего образования» включают в себя загадки, пословицы, скорого­ворки, потешки, сказки, легенды, сказания, сказы.

При изучении сказок желательно использовать схемы, таблицы, кроссворды, инсценирование, драматизацию, информационно-коммуникативные технологии. В курсе литературного чтения в начальной школе – это форма самостоятельной работы обучающихся, которая вводится для обоб­щения полученных знаний, повышения читательской самостоятельности и зоркости, развития внимательного отношения к слову.

Такая работа помогает учащимся глубже понять произведе­ние, увидеть его особенности, обнаружить народные истоки сказок А.С. Пушкина и др. Задания такого типа лучше выполнять в группах, куда входят дети с разными уровнями подготовки.

Отметим значение работы над сказками на уроках литературного чтения в начально школе:

  1. Сказки имеют большое значение в воспитании и обучении учащихся.
  2. Они развивают константные народные представления о нравственных началах жизни, являются бесценной школой изумительного искусства слова.
  3. Способствует развитию у учеников воображения и литературно-творческих способностей.
  4. Повышают познавательный интерес и мотивацию школьников к изучению литературы в целом.
  5. Сказка прививает любовь к родной земле, родному очагу, своему народу.

Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.

В практике преподавания чтения сказок нередко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу, которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.

Главная мысль в любой сказке может быть осмыслена младшими школьниками в том случае, если при руководстве чтением сказок учитель начальных классов будет опираться на их литературоведческую специфику  и последовательно формировать необходимое умение, важные в плане литературного развития учеников.

Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.

Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.

Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация «разрушает иллюзию сказочного мира». Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.

В учебниках для начальной школы представлены все виды сказок.
Работа в данном направлении состоит из нескольких этапов:
• содержательный анализ сказки; выделение основных сказочных персонажей, определение черт их характера и составление их оценочной характеристики;
• определение типов персонажей по роли, которую они играют в сказке, и их особенностям; создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей – портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира и пр.);

  • обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики; нахождение значимых связей между образами в сюжете сказки;
  • определение специфики сказки через особенности ее системы образов.
    При работе с системой образов необходимо научить детей определять роль каждого из них в сюжете сказки, давать характеристику со стороны его сказочной функции. Со всеми этими персонажами младший школьник встречается в сказке, поэтому необходимо знать их особенности.
    Важно также научить детей находить в тексте, называть и представлять себе волшебные существа и волшебные предметы, которые в совокупности составляют основу чудесного мира сказки, определять при анализе соответствующих эпизодов текста смысл чудес, совершаемых этими персонажами, функцию добра или зла, которую они несут.

Сказка обладает огромным воспитательным и развивающим воздействием. Она способствует развитию речи, мышления учащихся. И не случайно сказка включена в программу начальной школы. Однако здесь велика роль и самого учителя. Когда сказка приходит на урок, это всегда праздник. Особенный же праздник, если со сказкой к ребенку приходит умный и талантливый, увлеченный, с большой долей воображения учитель. Если учитель заботится о воспитании вдумчивого читателя с развитым воображением, образной памятью и чувством поэтического слова, то необходимо приблизить ребенка к пониманию подтекста сказки, ее нравственного содержания, помочь почувствовать, как важно быть хорошим, добрым, внимательным человеком, способным слушать и слышать не только себя, но и других.

Таким образом, сказка играет огромную роль в жизни каждого ребенка, она – результат творчества конкретного народа и несет в себе колоссальную информацию, передаваемую из поколения в поколение, хранит в себе сюжетные линии, образы, которые присуще для определенного этноса. Благодаря сказкам у ребенка появляется возможность развить свое творческое воображение, домысливать ситуацию, конструировать – на свой лад – сюжет.

 

Список  литературы:

  1. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы/Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2000. – 384 с.
  2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – М.: Академия, 2002. – 464 с.
  3. Сухомлинский А. И. Избр. пед. соч. – М., 1979. – Т. 1. – С. 183.