,

   Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева

г. Карачаевск, Россия

    Аннотация. В статье рассматриваются проблемы изучения лирики М. Ю. Лермонтова в школе. Поэзия Лермонтова часть русской литературы, без которой   трудно представить проблему воспитания молодежи, как основу общекультурного развития личности. 

    Ключевые слова: творчество, стиль, метод, проблема, мышление, воспитание, школа, литература, истина, жанр, поколение, окружающий мир.

     Михаил Юрьевич Лермонтов – известный русский поэт. Признание к нему пришло еще при жизни. Его творчество, в котором сочетаются острые социальные проблемы с философскими темами и личными переживаниями, оказало огромное влияние на морально-нравственное воспитание подрастающего поколения. «Ценности индивидуализма должны вносить в организационную культуру такие элементы, как креативность и толерантность» [1, с. 50].

   Основной задачей в изучении поэзии М. Ю. Лермонтова в школе является проблема идейно-эстетической эволюции творчества, метода и стиля, своеобразная полифоничность художественного мышления и антропологии. Как известно эстетическое воспитание на сегодняшний день является одной из актуальных проблем. «Слушая речь современного человека, осознаешь, что обучение русской речи продолжает оставаться одним из наиболее запущенных участков в школьном преподавании» [2, с. 78]. Методическая система работы в школе по литературе направлена на эстетическое развитие школьников. Духовная жизнь, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира непременно отражается в лирике. Тематика лирики М. Ю. Лермонтова разнообразна: размышления о смысле жизни,  предназначения поэтического слова, любовь и разочарование и т.д.    Лирический герой поэтических текстов – целостная личность, художественно-обобщенный характер самого автора, воспроизводимый лирическими приемами. Наряду с социально-политическими, гражданско-патриотическими мотивами у поэта ощутимо тяготение к самоуглублению, к нравственно-эстетическим проблемам. Стремление к познаниям приводит его к постановке философских проблем. Многие стихи выражаются средствами романтической поэтики. Не наблюдается замкнутость лирического героя в пределах его внутреннего мира. Внешний мир во всем сопутствует лирическому герою, и реалии эпохи просвечиваются через романтические образы. Символико-пейзажные картины чередуются афористически отточенными формулировками. Глубокие и искренние переживания сменяются философскими обобщениями и гражданской патетикой.

   При изучении лирики М. Ю. Лермонтова необходимо использовать такие приемы как стилистический анализ, подготовка к выразительному чтению, создание видеоклипов, палитра настроения, сопоставительный анализ произведений разных авторов на одну тему, исторический комментарий.

    При работе с текстом стихов в школе необходимо уделить внимание на художественно-выразительные средства, использованные автором, на целостно-личностное содержание, жанрово-тематическую направленность лирики М. Ю. Лермонтова. Эти приемы анализа подводят школьников к основной мысли произведения. Так, например, при анализе стихотворения «Парус» необходимо объяснить смысл терминов «эпитет», «метафора» через внимательное чтение текста и охарактеризовать образ «одинокого паруса»:

   Белеет парус одинокой

    В тумане моря голубом!..

   Объясняя средства художественной выразительности, необходимо выявить антитезу, на котором построено стихотворение: «море спокойно», «струя светлей лазури», «жаждет бури». Пейзаж служит фоном для четкого отображения основной мысли автора – одиночество, которое является главной проблемой стихотворения, а также тема неопределенности:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой

А он, мятежный просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Через тему природы передается настроение лирического героя. Парус в ожидании бури, чтобы обрести долгожданный покой. Парус – символ одиночества, буря – символ беспокойства и неопределенности.

   При выразительном чтении текста основными аспектами являются логическое ударение и пауза. Так, здесь работа над текстом предполагает понятийное, лексическое, теоретическое уровни.

    При изучении пейзажной лирики можно подбирать иллюстрации к текстам стихотворений. Так, для развития образного мышления  ученика картина Н. Рериха «Стража ночи» подходит как иллюстрация к стихотворению «Утес». Подобное сопоставление поможет углубить представление учащихся о художественном образе гор, об их таинственной величавости и сопоставить их с главным образом:

    Ночевала тучка золотая

    На груди утеса – великана.

    Как известно, проблема анализа литературного произведения в школе связана с возможностью побуждать школьника не воспроизводить текст, а размышлять над ним. 

    При анализе стихотворения «Осень», например, необходимо уделить внимание на ритмический строй, на роль эпитетов как средств, создающих целостный образ:

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Можно предложить учащимся создание мысленной иллюстрации к стихотворению, а также  сравнить с отрывком из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»  «Уж небо осенью дышало». Стихотворение и отрывок схожи между собой – присутствует аналогичный образ осени, напевность. Такое сравнение поможет учащимся расширить литературные понятия, увидеть общие и индивидуальные черты творчества поэтов, проследить за системой образов стихотворений.

    «Для лучшего знакомства школьников с творчеством крупнейших писателей, чтение их произведений проводится в определенной системе» [3, с. 93]. В программе восьмилетней школы из поэзии М. Ю. Лермонтова изучаются такие произведения как «Парус», «Три пальмы» (4 класс); «Бородино» (5 класс); «Смерть поэта», «Тучи» (7 класс); «Утес», «Горные вершины», «Мцыри» (для самостоятельной работы) и другие.   «Тексты писателей от класса к классу расположены по степени нарастающей трудности» [3, с. 93].

    В процессе изучения лирики Лермонтова в школе необходимо выявить особенности поэтики, в частности охарактеризовать лирического героя как «Лермонтовского человека»,  обратить внимание проблематике философской, нравственной и общественной, на наличие эпического начала в лирическом произведений, на специфику образной структуры произведений, на взаимосвязь с фольклором, отточенность стиха.  «Изучение поэтики произведений является одним из главных направлений освоения литературы в современной школе» [4, с. 4]. Большое внимание уделяется эстетическому развитию  личности, поэтическое творчество рассматривается в контексте других видов искусства (живопись, музыка). Художественные особенности  лирики М. Ю. Лермонтова должны быть представлены в современной методике в той полноте и теоретической обоснованности, которая доступна учащимся школ.

Литература

  1. Биджиев А. С.-М.  Трансформация организационной культуры в эпоху глобализации // Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве России / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Карачаевск, КЧГУ, 2020. – 46-50 с.
  2. Биджиева В. И. Организация самостоятельной учебной литературы младших школьников-билингвов // Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве России / Материалы II Международной научно-практической конференции. – Карачаевск, КЧГУ, 2017. – С. 78-86. 
  3. Биджиева З. С.-М. Роль литературы в воспитании младшего школьника / 1V  Международная научно-практическая конференция: «Начальное образование: проблемы и перспективы». – Наманган – Новосибирск, Узбекистан: НГУ, 2021. – С.91-95.
  4. Тихонова С. В. Исследовательская деятельность учащихся по изучению поэтики художественных произведений на уроке литературы: на примере изучения творчества М. Ю. Лермонтова в 9 классе. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Самара, 2007. –  С. 4.