Карачаево-Черкесский университет имени У.Д.Алиева, г. Карачаевск

Проблема формирования коммуникативной культуры будущего инженера особенно актуальна в современных условиях, когда качество профессиональной деятельности специалиста во многом определяется его умениями работать с людьми, способностью к плодотворному сотрудничеству, развитостью культурных навыков общения и поведения. Реалии современной действительности (стремление человечества к интеграции, расширение международного сотрудничества в различных областях жизнедеятельности и т.д.) открывают все новые возможности для развития профессионального и межличностного общения [2]. При этом главным условием его эффективности является диалог культур, взаимопонимание, толерантность и гуманное отношение к партнерам по коммуникации.

Решение проблемы формирования коммуникативной культуры, являющейся в настоящее время не только частью общекультурного развития будущего инженера, но и обязательным компонентом формирования его профессионализма, в условиях вуза представляется возможным в процессе целенаправленной работы.

Реалии выявили следующие противоречия:

– между потребностью общества в квалифицированных инженерах, имеющих высокий уровень коммуникативной культуры, и реальным ее уровнем;

– между потребностью производства в инженерах, способных сотрудничать в команде, обладающих высокой речевой и эмоциональной культурой, владеющих речевым и поведенческим этикетом и т.д. и недостаточным вниманием современного вуза к данной проблеме;

– между потребностью практического воплощения процесса формирования коммуникативной культуры будущего инженера и недостаточностью его методологического, научно-методического и технологического обеспечения.

В последние десятилетия проблема формирования коммуникативной культуры стала одной из самых актуальных проблем отечественной педагогической науки. Она изучается применительно к различным категориям обучаемых, на примере разнообразных дисциплин и курсов.

Проблема формирования и совершенствования культуры общения студентов исследуется С.А.Алферьевой, Л.Ф.Гайсиной, Н.А.Гамовой и др.

В психолого-педагогических исследованиях ведется изучение ряда аспектов коммуникативной культуры: выявляются структура и состав компонентов коммуникативной культуры (В.В.Соколова, Л.В Г.П.Максимова и др.), определяются коммуникативные способности         и       умения (Н.Долгополова,

И.М.Османова и др.), изучаются вопросы коммуникативной толерантности (О.Б.Скрябина, С.Л.Братченко и др.) и коммуникативного потенциала (Г.В.Петрова, В.С.Леднев и др.), выявляются условия формирования коммуникативной культуры (Н.А.Гамова, С.П.Фирсова, Г.Г.Сечкарева и др.), разрабатываются модели формирования коммуникативной культуры специалистов определенного профиля в процессе профессиональной подготовки (Т.Ю.Юзеева, В.Б.Титова и др.).

         Наряду с вышеуказанными исследованиями осуществляется изучение коммуникативной компетенции (Р.Белл и       др.)   и коммуникативной компетентности (Ю.Н.Емельянов,        П.В.Растянников и др.). Все более пристальное внимание исследователей привлекает в настоящее время проблема профессиональной коммуникативной компетентности (И.И.Барахович, Л.А.Жумаева, В.В.Охотникова и др.).

Проблема коммуникации, общения широко разрабатывается в рамках различных научных школ и течений зарубежной и отечественной психологии (К.Шеннон, Н.Вивер, В.Н.Панферов, Б.Д.Парыгин, П.М.Погольша и др.).

  Изучению личности инженера, особенностям инженерной культуры, инженерного мышления и творчества посвящены работы Д.С.Лихачева, В.Ф.Венда, Н.Н.Грачева, В.Я.Дубровского, Ю.К.Стрелкова и др. Так, по мнению Стрелкова Ю.К.,: «Высший профессионализм предполагает высокую требовательность к себе…» [4, с.16].

 В контексте реформирования системы высшего профессионального образования многими учеными подчеркивается необходимость формирования коммуникативной культуры будущего специалиста как предпосылки качественного осуществления будущей профессиональной деятельности. При этом можно выделить следующие подходы к пониманию сущности рассматриваемого явления:

– коммуникативная культура как структурный компонент профессиональной культуры и основание становления будущего специалиста (Е.В.Шевцова);

– коммуникативная культура как условие успешности будущей профессиональной деятельности (В.Б.Титова, Т.Е.Ковина);

– коммуникативная культура как профессионально значимое личностное качество будущего специалиста (В.С.Чернявская, Г.П.Максимова, Т.Ю.Юзеева);

– коммуникативная культура как компонент содержания подготовки специалиста (В.С.Леднев, И.А.Мазаева).

Пока еще не выработано целостного подхода к формированию коммуникативной культуры будущего инженера как личностного компонента профессиональной культуры, представляющего собой сложное интегративное образование и являющееся результатом многосторонней деятельности, осуществляемой в процессе обучения в вузе. По мнению Н.Б. Крыловой, она «позволяет адекватно вести себя в проблемных ситуациях и продуктивно решать разнообразные творческие задачи, быстро и эффективно обучаться новому» [1, с. 56].

Таким образом, необходим поиск педагогических условий эффективного формирования коммуникативной культуры будущего инженера.

Мы считаем, что формирование коммуникативной культуры будущего инженера будет протекать более успешно при выполнении следующих педагогических условий:

– ориентация на теоретически обоснованные сущность и структуру коммуникативной культуры будущего инженера как интегративного качества личности;

– технологическое обеспечение процесса формирования коммуникативной культуры будущего инженера;

– реализация личностно-ориентированного подхода в обучении [1].

Коммуникативная культура является одновременно предпосылкой эффективности профессиональной деятельности и показателем профессионализма будущего специалиста.

                                         Литература

  1. Бирюкова С.Н. Формирование коммуникативной культуры студентов технического вуза: (на основе изучения курса «Русский язык и культура речи»): Автореф. дис. канд. пед. наук / С.Н. Бирюкова; Воронеж, гос. тех. ун-т. – Воронеж, 2004. – 24с.
  2. Виноградов В. Подготовка специалиста как человека культуры /
  3. Виноградов, А. Синюк // Высшее образование в России. 2000. – №2.1. C.40-42.
  4. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие / Н.Б.Крылова. – М.: Высш. шк., 1990. – 1402.с.
  5. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.К.Стрелков. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 360с.
Login