Карачаево-Черкесский университет имени У.Д.Алиева, г. Карачаевск

Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование мобильной самореализующей личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Широкая востребованность инженерных кадров и то влияние, которое оказывают инженеры на процессы, происходящие в российском обществе, определили повышение требований к их профессиональной подготовке и компетентности В ходе профессиональной деятельности инженерам приходится общаться с различными людьми, т.к. общение – это особый самостоятельный вид профессиональной деятельности Однако, имеющий инженерно-техническую подготовку, будущий инженер испытывает серьезные затруднения в сфере коммуникативного взаимодействия, что выдвигает в ряд актуальных проблему формирования профессионально-коммуникативной компетентности инженера, от уровня сформированности  которой в значительной степени зависит успех профессиональной деятельности. В целях предупреждения этих затруднений формирование и развитие профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера должно стать целенаправленным и специально организованным.

Задачей программ подготовки специалистов в высших технических учебных заведениях становится формирование у обучаемых не только знаний, умений и навыков решения отдельных частных инженерных задач на микроуровне, но и для аналогичной деятельности на более высоких уровнях, включая макроуровень, где техносистема, являющаяся объектом той или иной специальности, рассматривается в целом, причем не изолировано, а в ее реальной взаимосвязи с другими техническими системами, внешней природной средой и социумом.

         Проблема подготовки специалистов к профессиональной деятельности и повышения эффективности обучения в высшей школе является актуальной В исследованиях Ю К Бабанского, А А Вербицкого, Э Ф Зеера, И Я Лернера, В А Сластенина и др предложены концепции, раскрывающие основные аспекты и направления повышения качества профессионального образования

Основу для дальнейшего изучения проблемы формирования профессионально-коммуникативной компетентности инженера создают труды ученых, изучающих систему, особенности и проблемы профессиональной подготовки будущих инженеров (В А Бодров, Л К Гейфман, Е А Климов, В В Краевский, С Д Смирнов, В Д Шадриков и др )

           Практика и результаты научных исследований свидетельствуют, что подготовка будущих инженеров в вузе нацелена в первую очередь на получение профессиональных знаний, навыков, умений и является формой развития инженерного сознания и технического мышления, в то время как собственно инженерная практическая деятельность как процесс создания и эксплуатации техники требует не только хороших профессиональных, но и коммуникативных знаний, умений, навыков и сформированных коммуникативных качеств личности. Это подтверждается Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, в котором среди требований к специалисту-инженеру отмечается необходимость знаний теоретических основ общения, умений устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, овладения рефлексивными умениями, стремления к саморазвитию и самоактуализации в профессионально-коммуникативной деятельности.

Инженерная деятельность – это динамическая система взаимодействия специалиста и орудий, механизмов, сооружений, которые необходимо построить искусственным путем, опираясь на научные знания, умения, навыки и способности. В этой деятельности инженер взаимодействует, с одной стороны, с явлениями природы, подчиняющимися естественным законам, а с другой – с техническими средствами и сооружениями, которые необходимо построить искусственным путем.

При подготовке инженеров весьма важной может быть трактовка компетентности, которую предлагает М. А. Чошанов. «Во-первых, компетентность одним словом выражает значение традиционной триады «знания, умения и навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами. Компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение. Во-вторых, и это главное, она наиболее целесообразна для описания реального уровня подготовки специалиста – выпускника профессиональной школы» [2]. То есть, в данном случае целевая установка на подготовку высококвалифицированных специалистов владеющих избранной профессией, в реальных условиях является ни чем иным, как благим пожеланием. В этом смысле компетентность – более приземленная и реальная цель, так как имеется определенная разница между компетентностью и совершенством. Компетентность – это состояние адекватного выполнения задачи. То есть человек либо компетентен, либо не компетентен по отношению к требуемому уровню исполнения, а не по отношению к достижениям других.

В компетентностной модели специалиста цели образования связываются как с объектами, предметами труда, с взаимодействием субъектов, с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса.

При изучении вопроса формирования профессиональной компетентности в условиях вуза для различных форм обучения студентов (одним из определяющих качеств) в период обучения должна быть проявлена активность, которая впоследствии должна перерасти в производственную инициативность, возможность и желание развивать производство, технологии и свои профессиональные навыки.

Отметим, что цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. При этом компетентность не должна противопоставляться профессиональным квалификациям, но и не должна отождествляться с ними. Например, по мнению В. И. Байденко, термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, категории результата образования. То есть компетенция выступает новым типом целеполагания. Это должно осуществлять сдвиг от преимущественно академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников [1].

 

Список использованной литературы:

  1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как

необходимый этап проектирования гос впо нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

  1. Чошанов М. А. Ч-75. Инженерия обучающих технологий.

[Электронный ресурс] / М. А. Чошанов. – 2-е изд. (эл.). – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 239 с.

Работа представлена научным руководителем: ст. преп. Биджиевой В.И.

Login