Карачаево-Черкесский университет имени У.Д.Алиева, г. Карачаевск

Обучение, воспитание и развитие личностных качеств гражданина и специалиста, способного успешно реализовывать свои профессиональные знания и умения в современном обществе, становится в современной России одним из приоритетов деятельности вуза. «Профессиональная компетенция является составной величиной, имеющей много измерений, испытывающей эволюцию. Выявление и обоснованное формулирование компетенций представляется самым рациональным способом идентификации основных атрибутов данного вида трудовой деятельности и атрибутов (профессиональных и личностных характеристик) пригодного для этой деятельности работника. Выдвижение понятия компетенций на передний план образовательной и профессиональной активности позволяет оптимизировать применение имеющихся способностей и личностных достижений (дипломы, опыт) в условиях конкретных траекторий образования и занятости. Компетенции определяются с помощью избранных критериев или принципов оценки, которая в общем виде касается знаний, опыта, обучаемости и потенциала» [1, с. 158].

Особенность новой образовательной парадигмы состоит в восприятии человека как цельной личности, находящегося в процессе развития, готового к собственному выбору в постоянно изменяющихся социальных условиях  социума.

Реалии диктуют необходимость наличия у будущих специалистов  не только соответствующую подготовку, специальные «узкие» технические знания и навыки, умения решать многочисленные и нередко сложные вопросы производства, но и высокую профессионально-речевую культуру,  т.к. всё большее значение придаётся владению культурой профессионального общения, готовности применять профессионально-значимые качества, компетенции на практике. Профессионально-речевая культура,  предполагает успешное речевое взаимодействие специалиста с остальными специалистами (и клиентами, в том числе) организации в ходе осуществления профессиональной деятельности. Профессионально-речевая культура специалиста, бесспорно, во многом обусловливает эффективность, репутацию организации в целом. Поэтому,  для успешной профессиональной деятельности будущему специалисту важно овладеть навыками профессионально-речевой культуры,  что подразумевает:

– знание норм современного литературного русского языка;

– умение следить за точностью, логичностью и выразительностью своей речи;

– владение в совершенстве профессиональной терминологией;

– умение точно определять цель и понимать процесс коммуникации;

– умение учитывать социальные и индивидуальные особенности собеседника;

– иметь навыки прогнозирования развития диалога;

         – умение создавать и поддерживать доброжелательную атмосферу общения;

– умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности.

Специальные знания, общечеловеческие ценности, языковая культура являются «багажом» современного специалиста в любой сфере деятельности. Коммуникативно-речевые умения и навыки не утрачиваются в принципе, ибо ими человек пользуется каждый день в любой среде, и чем они совершеннее, тем выше его речевая и социальная репутация. Мыслящий, творческий человек, участвующий в преобразованиях своей страны и определяющий свое время, воспринимается в этом статусе, прежде всего, как языковая личность. В современных условиях развития высшей школы одной из ведущих стала задача формирования и совершенствования у обучаемых умения свободно, коммуникативно оправданно пользоваться языком как при восприятии, так и при создании высказываний в различных речевых ситуациях. Изучение языка – процесс творческий, он связан с развитием языка в его историческом ракурсе. Мысль человека облекается в языковые формы, которые выработаны многовековым развитием языка. Язык и речь в практике являются инструментами познания, мышления, обладают богатыми возможностями творческого обогащения обучающихся. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности, высококвалифицированного специалиста. Для обучения языку необходима осмысленная работа над выражением собственной мысли. Язык так же нуждается в мыслях, как мысли в языке, поэтому его изучение тесно связано с развитием творческого мышления личности.

Наряду с общими требованиями, профессия инженера имеет свои  особенности, которые целесообразно учитывать при формировании профессионально-речевой культуры у будущего специалиста: инженер должен не только уметь перерабатывать большую информацию, но он должен научиться реализовывать коммуникативные качества в публичных выступлениях, в ведениях переговоров, на производственных совещаниях и собраниях и т.д. Содержание процесса формирования и развития профессионально-речевой культуры включает в себя: обучение; воспитание; развитие. Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения в вузе следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества преподавателя и обучающихся; призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями, умениями.

В связи с вышеизложенным, мы считаем, что для оптимизации работы по развитию порфессионально-речевой культуры будущего инженера   необходимо:

– создание в вузе педагогических условий, которые обеспечивают эффективное развитие профессионально-речевой культуры будущих инженеров в процессе обучения на материале обучения общепрофессиональным дисциплинам;

–  организация и нацеленность самостоятельной работы обучающихся, будущих инженеров, в вузе  на формирование самосознания и развитие профессиональных компетенций;

– использование информационно-коммуникативных технологий в обучении для активизации образовательной деятельности;

– насыщение занятий специальными заданиями по стимулированию творческого мышления, направленного на самопознание процессов своего профессионального становления;

– применение компетентностного подхода в обучении общеобразовательным дисциплинам, обеспечивающего готовность к развитию профессионально-речевой культуры.

Токмина Т. А и др. отмечают: «…процветание общества, в котором мы живём, во многом зависит не только от экономики и техники, но и от умения владеть словом, общей культуры человека, в том числе и речевой» [с.128].

Список использованной литературы:

  1. Ткач Г.Ф., Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. Тенденции развития и

реформы образования в мире: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 303 с.

  1. Токмина Т. А., Токмин С. Ю., Миронова О. Б. Речевая культура

будущего специалиста. Учебное пособие по риторике для студентов технического вуза. – Тверь, 2003.

Работа представлена научным руководителем: ст. преп. Биджиевой В.И.