Карачаево-Черкесский университет им. У.Д.Алиева (Карачаевск)

Нацеленность современного образовательного процесса на самореализацию личности, предполагает поэтапное развитие у студентов системы творческого саморазвития в деле овладения будущей профессией, а, значит, овладения навыками самостоятельной деятельности. «В целом повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан» [2, с.45].

Самостоятельность в учебной работе способствует развитию заинтересованности обучаемых в изучаемой дисциплине (материале), вырабатывает у них умение и потребность самостоятельно получать знания, способствуют формированию специалиста, способного к самореализации, к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности, к решению жизненных и профессиональных проблем.

Обратимся к опыту отечественной педагогики и рассмотрим основные структурные компоненты самостоятельной деятельности.

На первом месте находится мотивационный элемент, как потребность в новых знаниях, выполняющих функции самообразования и осознание деятельности. Обучающийся должен уметь выделять познавательные задачи и цели учебной работы. Мотивации эффективного выполнения самостоятельного задания способствует показ практической значимости результатов труда.

Подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов, относится к процессуальному компоненту структуры образовательной деятельности.

Для обеспечения системного подхода преподаватель должен определить для себя концепцию самостоятельной работы студентов. В первую очередь необходимо осознать природу данного феномена. «Самостоятельная деятельность» студентов – форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, путем проявления максимальной самостоятельности, творчества, инициативы [3]. Самостоятельную работу правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Самостоятельную работу можно рассматривать как вид учебной деятельности, в условиях которой развивается одно из важных личностных качеств – познавательная самостоятельность.

Организовывая самостоятельную работу, преподавателю необходимо стремиться к дифференцированному подходу, учитывать индивидуальные способности студентов, их сильные стороны, объем знаний; оказывать содержательную помощь, напоминая, направляя, стимулируя и активизируя деятельность обучающихся.

Педагогу целесообразно суметь выбрать разнообразные формы заданий для самостоятельного изучения материала, а, также, методы контроля и оценки результатов обучения. Продуманная преподавателем самостоятельная работа должна создать условия для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, приблизить студента к его главной цели – формированию умения  учиться, развитию познавательной и творческой активности, живому осмыслению учебных дисциплин, овладению содержанием предметов, развитию в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни. Это обуславливается тем, что очень важным для современного общества является воспитание людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений.

Следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств.

Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения нельзя передавать от преподавателя к студенту так, как передаются материальные предметы. Каждый обучающийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда.

Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания.

В-третьих,  именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности студентов, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

Самостоятельная деятельность должна носить целенаправленный характер: студенты должны ясно представлять, в чем заключается задача, и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе обучающихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Самостоятельная деятельность должна быть действительно самостоятельной и побуждать студентов при ее выполнении работать напряженно. Обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

Эффективность самостоятельной деятельности достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом занятии, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у студентов вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

Как форма организации учебного процесса самостоятельная работа студентов представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по приобретению знаний, осуществляемую вне аудитории.

При выполнении самостоятельных заданий большое значение имеют такие два фактора, как наличие у слушателей элементарных навыков самостоятельной учебной деятельности и создание обстановки «вынужденной самостоятельности». Такие навыки формируются в ходе лекций, практических занятий, внеаудиторной работы, когда преподаватель дает специальные задания (это и предварительное планирование своего ответа, определение главного в лекции, сопоставление тех или иных явлений, доказательство определенной точки зрения и т.д.).

Самостоятельная работа предполагает выполнение различного рода заданий, предлагаемых преподавателем. Выполнение данных заданий должно раскрывать объем программного материала, не нашедшего освещения (или малоосвещенного) на лекционных и семинарских занятиях. Подготовка осуществляется при непосредственном консультировании преподавателя, что не исключает элементов творчества со стороны студентов.

Внутренними, сущностными признаками самостоятельной работы являются: ярко выраженное сознательное стремление к поставленной цели, выполнение ее, достижение результата собственными силами, без непосредственного участия посторонних лиц.

Содержание самостоятельной работы студентов составляют разнообразные типы учебных, производственных и исследовательских заданий, выполняемых ими под руководством преподавателя (или компьютерной обучающей программы). Традиционная цель самостоятельной работы – усвоение знаний, приобретение умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности, выработка индивидуального стиля деятельности.

«Повышение значимости самостоятельной работы среди видов учебной деятельности обусловлено целым комплексом причин. Среди них, в первую очередь, называют следующие: разный исходный уровень готовности студентов к восприятию учебного материала по каждому предмету, различные темп, стиль, характер индивидуальной самостоятельной деятельности, различное ценностное отношение студентов к дисциплине, стремление студентов к самостоятельному структурированию своего личного времени, отражающему их индивидуально‐личностные особенности. … изменение технологий обучения, в частности, активное использование дистанционных технологий. …наиболее важной причиной является формирование культуры самообразования, самостоятельной деятельности студентов» [1, с.4].

Таким образом, изменения, происходящее в мире заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Начинает уделяться внимание его умению адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы быть хоть в некоторой степени успешным. Поэтому одной из главных задач высшего образования является формирование у студентов  умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Также, основополагающим требованием общества к современной высшей школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач.

Список использованной литературы

  1. 1. Гугина Е.В., Кузенков О.А. Организация самостоятельной работы студентов в нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского. Методические рекомендации. – Н. Новгород, 2012.
  2. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. – М.: ЦСПиМ, 2010. – 352 с.
  3. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины /Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. – М.: Компания Спутник +, 2014.

Работа представлена научным руководителем: Биджиевой В.И.