КЧГУ

Аннотация. Профессия юриста требует не только профессионального мастерства, но и но и умения пользоваться всеми ресурсами литературного языка. Исследователи предлагают различные модели речевой подготовки будущих юристов. Выпускник должен знать и использовать в деятельности современные формы, средства, каналы правовых коммуникаций. С позиции многих исследователей, сегодня необходимо адаптировать систему речевой, коммуникативной подготовки будущих юристов к существенно изменившимся внешним и внутренним условиям их профессиональной деятельности.

Ключевые слова. Профессиональное мастерство, литературный язык, речевая подготовка юриста, речевые навыки, юридическая риторика, красноречие, речевое мастерство.

 

Models of speech training of future lawyers

Boriakova Asiyat Khiysaevna

PhD student at KCGU

 

Annotation. The legal profession requires not only professional skill, but also the ability to use all the resources of the literary language. Researchers offer different models of speech training for future lawyers. A graduate must know and use in his work modern forms, means, and channels of legal communications. From the position of many researchers, today it is necessary to adapt the system of speech, communication training of future lawyers to significantly changed external and internal conditions of their professional activities.

 

Keywords. Professional skills, literary language, speech training lawyer, speech skills, legal rhetoric, eloquence, speech skills.

 

Современное юридическое образование призвано готовить грамотных, конкурентоспособных специалистов. Следует учитывать и тот факт, что профессия юриста требует не только профессионального мастерства, но и  умения пользоваться всеми ресурсами литературного языка, умения точно, ясно и логично выражать мысли.

Исследователи предлагают различные модели речевой подготовки будущих юристов. Так,  Макушкина Е.Б. особое место в речевой подготовке будущих юристов отводит дисциплине «Теория и практика правовых коммуникаций» – междисциплинарный курс, возникший на стыке нескольких наук: права, психологии, риторики, этики, филологии, логики, информатики, менеджмента и их отраслей. В результате освоения дисциплины выпускник должен знать и использовать в деятельности современные формы, средства, каналы правовых коммуникаций, владеть понятиями юридической риторики, логики и законов речи, техникой и мастерством публичного выступления, теоретическими основами и практическими навыками подготовки и реализации судебной речи, приемами искусства доказывания в судебном процессе, речевыми и неречевыми выразительными средствами межличностного, социально-ролевого взаимодействия, психологией и этикой правового общения, психологией малых групп и межличностных отношений, техникой и тактикой ведения интервьюирования клиента, знать технологии ведения бесед, споров, допросов, уметь давать коммуникативную характеристику личности, интерпретировать собственный уровень коммуникативной компетенции и совершенствовать его, владеть приемами по развитию голоса и техники речи. [3]

Одним из эффективных методов формирования коммуникативной компетенции будущего юриста является, по мнению Кузнецовой Г.Н., использование в обучении текстов-образцов известных судебных  ораторов XIX – начала XX в. (А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, П. С. Пороховщиков, Н. П. Карабчевский).  Эти судебные речи являются образцом как для формирования логических основ доказательного текста (тезис, аргументация, выводы), так  и коммуникативных качеств речи (точность, ясность, логичность, богатство, выразительность, образность и т. д.).  [2]

Тесликова Н.Н. предлагает развитие речевых навыков студентов осуществлять на специально отобранном дидактическом материале, который приближает будущих юристов к естественной речевой ситуации. С этой целью преподаватель на занятии создает обстановку реального общения. В качестве дидактических средств используются  деловые игры, грамматическое моделирование, лингвистический анализ текста, «кейс-стади», рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии (тренинг деловой коммуникации, личностного развития, коммуникативных умений) и т. д. [5]

Ильютюк С.В. также одним из средств, позволяющих эффективно развивать речевые способности  студентов-юристов, считает деловые  игры. Одна из них –  «учебный (образовательный) судебный процесс». В процессе этой деловой игры студенты юридического вуза совместно с преподавателем разрабатывают и описывают вымышленную ситуацию – легенду, которая ляжет в основу образовательного судебного разбирательства. При этом между студентами распределяются роли судьи, прокурора, адвоката, обвиняемого, потерпевшего, свидетелей и других участников судебного процесса.   В процессе игры приобретаются навыки ведения судебных дел, подготовки судебной документации, и, что особенно важно – тренировки в ораторском искусстве, выступления в присутствии публики и средств массовой информации. [1]

Рассматривая проблемы речевой подготовки будущих юристов, некоторые исследователи исходят из изменившихся, по сравнению с прошлым,  условий, в которых они осуществляют  свою профессиональную деятельность. При всем уважении к классикам, отмечают они,  действительность стала другой. Авторы предлагают определить, что из того,

что вкладывается специалистами в понятие риторики вообще и юридической риторики в частности, действительно необходимо и актуально для практикующего юриста, а что нет.  Предлагается учитывать и тот факт, что в реальной уголовно-процессуальной или гражданско-процессуальной деятельности чаще имеет большее значение правильно составленный документ, чем самое красивое слово, произнесенное вслух, но в документ не попавшее. Считается, что «говорящий за себя» документ, в котором грамотно с точки зрения закона и правильно облеченная в словестную форму, добротно аргументированная правовая позиция, может и «вовсе избавить его автора от произнесения каких бы то ни было слов и речей».

С позиции многих исследователей, сегодня необходимо адаптировать систему речевой, коммуникативной подготовки будущих юристов к существенно изменившимся внешним и внутренним условиям их профессиональной деятельности.

Мы согласны с мнением о том, что в настоящее время  недостаточно ориентировать речевую подготовку студентов главным образом, на  их выступления как обвинителей или защитников в судебных прениях по уголовным делам. Как отмечают Тарасов А.А., Шарипова А.Р. и др., не меньшее отношение к юридической риторике имеют и другие формы юридической коммуникации:  заявление ходатайств в суде и возражений на них, изложение существа предъявленного обвинения и выражение отношения к нему стороны защиты перед началом судебного следствия. [4]

Таким образом, юридическая риторика – это не только мастерство устных публичных  выступлений с целью  воздействия на определенную аудиторию, это, как указывают авторы,  еще и мастерство выражения сведений, имеющих важное правовое значение, как в устной, так и в письменной форме.

Как видим, проблема речевой, риторической подготовки будущих юристов остается по-прежнему актуальной. И задача исследователей состоит в том,  чтобы, не отрицая и не разрушая традиционные каноны классической юридической риторики, в то же время определить востребованные временем и социумом качества речи современного юриста.

 

Литература

  1. Ильютюк С.В.Учебный судебный процесс как способ развития речевой культуры будущих юристов // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии.- – № 25. – С. 176-181
  2. Кузнецова Г. Н. Дидактические возможности текстов судебных ораторов 19 – начала 20 века в системе обучения будущих юристов // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2015. – № 9. – с. 85-88
  3. Макушина Е.Б. Место дисциплины «Теория и практика правовых коммуникаций» В учебной программе подготовки юристов» /Вестник Челябинского государственного университета, 2003 . – № 1. – с. 14-16.
  4. Тарасов А.А., Шарипова А.Р. Роль юридической риторики в кадровом обеспечении современной юриспруденции // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2015. -Т. -15.- № 3. – С. 67-72.
  5. Тесликова Н.Н. Инновационные технологии на занятиях по русскому языку и культуре речи как средство развития коммуникативной компетенции и креативности студентов юридического факультета вуза // Вестник рязанского государственного университета им. С.А. Есенина . – 2014 . – № 1 (42) . – С. 51-59