ФГБОУ ВО “КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ У.Д. АЛИЕВА”
Одна из важнейших целей педагогической практики заключается в формировании системы профессионально-педагогических умений, свойств и качеств личности педагога; основная направленность педагогической практики – формирование целостной профессионально-компетентной личности. Содержанием педагогической практики является педагогическая деятельность студента в единстве с теорией: психолого-педагогической, методической, по предмету. Овладение теоретическими основами будущей специальности ведется одновременно и в тесной связи с формированием практических умений и навыков, а также личности будущего учителя, благодаря чему педагогическая практика представляет собой целостный процесс.
Интегрирующий характер педагогической практики, как целостного процесса, выражается в комплексном воздействии на все сферы и стороны формируемой личности будущего педагога. Одной из задач, стоящих перед организаторами педагогической практики, является подготовка всевозможных заданий, направленных на развитие всех компонентов профессиональной компетентности учителя.
Инновационная стратегия предполагает такую систему организации процесса обучения, при которой личность преподавателя по-прежнему выступает как ведущий элемент, но при этом меняется его позиция по отношению к студенту, к самому себе. Преподаватель уже выступает не только как носитель и транслятор знаний, но и как помощник в формировании и развитии личности студента – будущего педагога. Изменяется характер воздействий на студента: позиция авторитарной власти утрачивается, взамен её утверждается позиция демократического взаимодействия, помощи, сотрудничества, внимания к инициативе студента. Изменяется и позиция студента, который переориентируется на активное взаимодействие с преподавателем и самостоятельную работу над своим образованием (самообразованием).
Система педагогических практик должна предполагать постепенное усложнение деятельности студентов от курса к курсу, исходя из целей и задач обучения на каждом этапе профессиональной подготовки, степени теоретической обеспеченности, степени самостоятельности студентов в процессе деятельности, их уровня подготовки и индивидуальных особенностей. На каждом этапе практической подготовки студент имеет дело с педагогическими системами (система работы классного руководителя, учителя- предметника и т.д.), поэтому педагогическая практика должна быть организована как освоение студентами определенной иерархии учебно- воспитательных процессов как педагогических систем. Освоение должно осуществляться на трех уровнях: личностном (убежденность в необходимости системы работы), научно-педагогическом (овладение научными основами ее организации), практическом (овладение умениями и навыками ее организации).
Логика становления специалиста во время практики прослеживается от становления умений психолого-педагогической диагностики до развития умений планировать, осуществлять, анализировать воспитательную и учебную работу (мероприятия, уроки, систему уроков).
Для организации такой практической подготовки необходима интеграция всех изучаемых дисциплин в педвузе, ведь именно в ходе практики создаются условия для синтезирования знаний по психологии, педагогике, изучаемому предмету и методике его преподавания.
Педагогическая практика предусматривает включение студента в систематическую педагогическую деятельность и определяет формирование будущего специалиста, как непрерывный концентрический процесс роста его профессиональной компетентности. Это выражается в постепенном усложнении, развитии и расширении объёма знаний, умений и навыков. На каждом этапе обучения у студентов формируются не отдельные группы умений, а их система, но разного содержания и уровня.
При организации профессионального обучения по возможности реа- лизовывать поворот изучения всех дисциплин к потребностям практики. При изучении теоретических дисциплин, необходимо, в меру возможностей, раскрывать, где целесообразно применять усваиваемое знание в практике обучения и воспитания школьников. Каждый преподаватель должен знать этапы становления учителя, постоянно быть в курсе того, какие практические задачи решают его студенты в данный момент на практике, стремиться к тому, чтобы «вписаться» своей дисциплиной в решение этих задач. Для этого необходимо: вести занятия методами, которыми студент может пользоваться на педагогической практике; создавать ситуации, когда студент не только обучается, но и обучает (обосновывает свое мнение, выдвигает проблему, дискутирует и т.д.); развивать педагогическое мышление; практиковать сотрудничество, общение; шире использовать приемы расширения общей культуры студентов; развивать их индивидуальные склонности и способности как будущих учителей и воспитателей и т.д.
Назначением теоретического курса должно стать не только углубление знаний «чистой» науки, но и их применение в практической профессионально-педагогической деятельности студентов в школе. В основу логики занятий целесообразно положить не только логику науки, а и логику становления специалиста в педвузе. Этот общий подход должен быть реализован в преподавании всех дисциплин на протяжении всего обучения студента.
Комплекс характеристик, отражающих готовность к самостоятельному выполнению профессиональных действий и проявлению профессионально значимых свойств и качеств личности сформированных на практике, включает в себя:
- владение психолого-педагогическими, общенаучными и методическими знаниями и умениями;
- сформированность педагогических умений;
- развитие мотивации педагогической деятельности;
- развитие педагогического мышления;
- развитие педагогической рефлексии.
Анализ практики показывает, что умения разнообразны не только по функциям, но и по объему действий – многие являются комплексными, поэтому и формирование таких умений и их диагностика затруднительны.
Исходя из сущностных характеристик профессиональной компетентности педагога, рассматривая её структуру как единство мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного компонентов, а также содержания педагогической практики мы выделили три этапа процесса профессиональной подготовки педагога у студентов в ходе педагогической практики. 1-й этап – профессионально-ценностный, 2-й этап – профессионально-деятельностный и 3-й этап – профессионально-творческий. Анализ особенностей каждого этапа позволил принять принцип приоритета тех или иных компонентов профессиональной компетентности педагога на каждом этапе. На 1-м этапе приоритетным является мотивационный компонент, на 2-м этапе – когнитивный и деятельностный компоненты, на 3-м этапе – рефлексивный компонент.
Включенность компонентов профессиональной компетентности педагога один в другой отражает их иерархическую соподчиненность – то обстоятельство, что качественное формирование и развитие компонентов более высокого уровня невозможно без освоения предыдущих.
Свежие комментарии