Карачаево-Черкесский государственный университет

 

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его успешного обучения в начальной школе. Любые задержки и нарушения в развитии речи ребенка отражаются на формировании его личности и поведения, определяя его будущее.

В последнее время в школах создаются логопедические группы детей, а в некоторых школах открывают и целые логопедические пункты. Относительно новая форма организации логопедической помощи была выбрана неслучайно. Значительный рост детей с речевой патологией и отягощенность логопедических диагнозов соматической и неврологической симптоматикой, стало предпосылкой для поиска наиболее эффективных форм организации и методов коррекции речевого развития.

Недостаточная заинтересованность родителей в конечном результате, сжатые сроки коррекции и несформированность произвольного внимания младших школьников обусловили применение ИКТ в процессе коррекции речи в логопедической группе.

Компьютерные технологии, являясь мощным средством оптимизации логопедического воздействия, не только помогают приобрести и закрепить ранее полученные знания, но и эмоционально раскрепощают детей, активизируют и побуждают к познавательной деятельности.

Однако, используя на своих занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребёнка с другими людьми, поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребёнка. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его. Компьютерные технологии должны включаться в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы. В связи с этим, использование компьютера на логопедическом занятии, нужно рассматривать как дополнительное средство работы, в течение непродолжительного времени [1].

Информационно-компьютерные технологии могут использоваться в  научно-методической работе учителя-логопеда, что облегчает организацию деятельности учителя-логопеда. Появилась возможность:

  • оформления всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процесса и средствами Microsoft Office  (рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, консультации и рекомендации для педагогов и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т.д.);
  • создания информационного банка нормативной базы, банка сведений о детях, имеющих речевые нарушения.
  • использования программы Excel для составления графиков и диаграмм, обработки результатов диагностических исследований.
  • использования различных графических редакторов и программ (WinRaR, PinnacleStudio Plus, Windows Movie Maker, Adobe Photoshop CS3, Microsoft Office) для обработки видеоматериалов, позволяющих  презентабельно оформить наглядный материал к различным мероприятиям, проводимым в ДОУ, брошюры, буклеты и информационные стенды;

В данном случае ИКТ является средством создания, хранения информации и инструментом её обработки.

«Важным условием эффективного использования компьютерных средств обучения является их надежность и простота. Педагог должен затрачивать минимум времени на овладение применяемым техническим и программным обеспечением и быть уверенным, что оно не подведет его на занятии»,- говорится в учебном пособии Красильниковой В.А.  [2].

Пользование информационной сетью Интернет даёт учителю–логопеду возможность повышать своё профессиональное мастерство, узнавать самые последние новости в сфере коррекционной работы с детьми; находить нужные материалы для работы; презентовать себя в Сети, создавая сайт или страницу на сайте учреждения, принимать участие в Интернет-проектах, конкурсах, мастер-классах; повышать уровень самообразования и компетентности с помощью Интернет-ресурсов, дистанционных мероприятий.

Также появилась возможность создания электронного портфолио педагога. В этом случае ИКТ помогает систематизировать наработанный педагогический опыт, обобщить его,  проанализировать собранный материал, определить направления работы с педагогами, родителями и детьми.

Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных с помощью программы Power Point, Flash и других программ.

Чтобы «заданиями-играми» ребенок мог управлять самостоятельно без помощи взрослого, Презентацию нужно перевести в Демонстрацию Power Point, и она предстает перед ребенком в форме «игры». А такого рода «игры» уже можно использовать и в работе с родителями. Если дома есть компьютер, то мини-игры можно давать родителям для отработки затруднений в домашних условиях. Это возможно, поскольку они сделаны в стандартной программе, легко копируются и в этих «мини-играх» интуитивно понятное управление.

Игра имеет большое значение и играет огромную роль в развитии младшего школьника. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу проверить свои способности.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных с помощью программы Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

На разных этапах развития детям свойственны разные сюжетно-дидак­тические игры – в закономерном соответствии с общим характером данного этапа.

Выдающийся отечественный психолог Выготский Л.С.  писал: «Игра ведет за собой развитие. Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь» [3].

Используя возможности информационно-коммуникационныз технологий можно:

  • проводить работу над звукопроизношением–артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков;
  • обучать грамоте – формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
  • работать над формированием лексико-грамматических категорий –наращивание словарного запаса, словоизменение, словообразование;
  • развивать связную речь:пересказ (составление ) текста с опорой на наглядность;
  • формировать умение следить взглядом за перемещением объектов;
  • проводить коррекционно-оздоровительную работуиспользование манипулятора «мышь» и клавиатуру как тренажёра для развития мелкой моторики рук.

Таким образом, возможностями ИКТ логопед может пользоваться на всех этапах коррекционного процесса: от обследования ребенка – логопата до формирования связной речи. Регулярное использование компьютерных технологий, позволяет специалисту накопить банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации, логопедические тренажеры и аудиоматериал по всем направлениям коррекционной работы.

 

Список использованной литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики / Шалва Амонашвили, книга 3, М.: Амрита, 2012.
  2. Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: Учебное пособие, Москва–2013.- С1
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. №6-1996.

 

Статья подготовлена под руководством

научного руководителя к.п.н., доц. Батчаевой П.А-Ю.