КЧГУ им.У.Д. Алиева, г.Карачаевск

Сегодня любая школа находится в условиях модернизации образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики выпускника начальной школы.

При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.

Модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознает ценности образования, проявляет инициативу и творчество.

Миссия школы по реализации творческого потенциала младшего школьника включает:

  1. По отношению к учащимся – создание развивающего образовательного пространства, обеспечивающего личностный рост и социализацию
  2. По отношению к педагогам – предоставление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, повышение уровня педагогического мастерства
  3. По отношению к родителям – вовлечение их в совместную деятельность
  4. По отношению к социуму – развитие социального партнерства, сетевого взаимодействия, информационной открытости образовательного учреждения.

Образовательное пространство младшего школьника:

  • Учебное сотрудничество в поиске информации, умение задавать «умные вопросы»
  • Организация совместного действия
  • Освоение форм оценивания собственного результата: полидеятельность, совместная работа: кооперация, опробывание своих способностей, получение продукта.

Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.

Для более четких представлений о сущности проектной деятельности уточнили ряд понятий, взаимосвязанных между собой.

Прежде всего, следует различать понятия «проектное обучение», «метод проектов», «проектная деятельность». Разграничение их весьма условно, но оно позволяет показать многоаспектность образовательного процесса.

Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. О проектном обучении можно говорить в том случае, если метод проектов является основным в процессе обучения, а все остальные методы выполняют вспомогательную роль. В массовой практике чаще всего имеет место метод проектов, а проектное обучение используется немногими учителями, как правило, по предмету «Технология». Переход на ФГОС побуждает педагогов уже с начальной школы выстраивать систему проектного обучения.

Проектная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при сопровождении учителя. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога.

Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направление, цели и содержание деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Следовательно, когда речь идет о взаимодействии учителя и ученика в процессе создания проекта, правильнее говорить о методе проекта или проектном обучении.

Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная деятельность являются компонентами проектного обучения.

Основной задачей учителя является – подготовить и выпустить в жизнь человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию и усваивать ее в виде новых знаний, т. е. формировать у учащихся информационную компетенцию.

Помочь в решении данной задачи может метод учебного проекта. Давно стали применять этот метод на уроках и во внеклассной работе и стала его сторонницей. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя.

С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.

С точки зрения учителя, учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.

Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Как любая технология, метод учебного проекта имеет четкую организационную структуру:

  1. Включение ребенка в данную поисковую деятельность.
  2. Выбор проблемы постановка цели и задач.
  3. Сбор и переработка информации.
  4. Завершение работы, составление “портфолио” ученика.
  5. Собственно защита проекта.

Цель проекта:

Формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся.

Развитие моторики.

Развитие психических процессов.

Развитие личности младшего школьника.

Воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности

и предприимчивости.

Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами способствует:

– развитию речи и обогащению словаря;

– развитию умения работать в коллективе;

– расширению кругозора учащихся;

– повышению мотивации учащихся;

– поощрению творчества;

– воспитанию самостоятельности;

– развитию обще учебных умений.

Формы проекта:

– выставка, коллаж

– инсценирование, драматическое представление

– репортаж, интервью, сообщение

– стенгазета, кроссворд, переписка, рассказ, реферат

– экскурсия, поход

– ролевая игра

Работа над творческими проектами включает в себя три этапа

  1. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).

На начальном этапе учащимся необходимы учебно-организационные умения:

планировать текущую работу;

нацелить себя на выполнение поставленной задачи;

вести познавательную деятельность в коллективе (умение объяснять, оказывать помощь, умение принимать помощь товарища);

осуществлять взаимообогащающее общение;

  1. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ возможных трудностей).

III.       Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).

При использовании проектной методики наиболее ярко высвечиваются учебно-коммуникативные умения учащихся на третьем этапе – презентации проектов:

– умение слушать – это главное умение, оно требует от ученика сосредоточенности, определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики;

– не менее трудная задача – умение слушать и одновременно записывать содержание;

– умение задавать уточняющие вопросы;

– умение выступать перед аудиторией;

-умение проявлять организаторские способности.

С целью организации проектной деятельности мы разработали проект и изучили проекты учащихся младшего школьного возраста СОШ № 6 г.Карачаевска.

В проекте «Наглядное изображение чисел» дается сравнительная характеристика наглядного изображения чисел десятичной системы счисления в учебниках «Математика 1» по УМК «Школа России», «Перспектива». Числа изображаются счетными палочками, квадратами, «Фигурными числами». После этого ученик предлагает свой вариант изображения разрядных чисел в двенадцатеричной системе счисления.

В проекте «Традиционно-народные математические представления у карачаевцев» описаны народные меры длины, площади, объема, временные представления карачаевцев, которые связаны с количественным и порядковым значениями чисел.

Основным проектом, который лег в основу нашего исследования является проект «Традиционно-народные математические представления у карачаевцев», разработанный учеником 3 «а» класса Акбаевым Асланом.

В данном проекте ребенок ознакомился с историей и истоками своей культуры. Изучил народные мерки карачаевцев, которые связаны с количественным и порядковым значениями чисел.

Проект «Наглядное изображение чисел», разработанный учеником 3

«б» класса Борлаковым Темирланом.

В данном проекте ученик изучил историю возникновения чисел. Он предлагает свой вариант изображения разрядных чисел в двенадцатиричной системы.

Под проектной деятельностью понимается такая деятельность, в результате которой школьник производит продукт. Мы пришли к выводу, что конечным продуктом проекта ученика Акбаева А.  будет буклет «Математические условные меры у карачаевцев».

Таким образом, организовывая проектную деятельность, мы получили конкретный продукт – проекты, с которыми исполнители выступали на научно-практической конференции среди учащихся начальных классов СОШ № 6 г.Карачаевска.

Грамота победителя (III место) школьного этапа научно-практической конференции показывает успешную защиту проекта. В свою очередь успешная защита проекта подтверждает гипотезу нашего исследования.

В ходе исследованных проектов повысилась заинтересованность детей к обучению математики, и дети самостоятельно стали искать новые темы для реализации проектной деятельности.

Научный руководитель Джанибекова Ф.О.