КЧГУ им.У.Д. Алиева, г.Карачаевск

С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы обучение протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.

На сегодняшний день большинство образовательных учреждений России находятся в поиске новых идей, инновационных технологий, которые способствуют повышению профессионализма учителей школы. Благодаря нововведениям в образовательные программы, в частности, программы начального курса обучения, замечается повышение уровня учебных способностей и активности работы самих обучающихся.

Многие педагоги при обучении математике употребляют элементы занимательности на уроках, способствующие лучшему освоению образовательной программы, тем самым закладывая основы гармоничного совершенствования индивидуальных способностей у учащихся. Используя элементы занимательной математики, педагог способствует лучшему пониманию программного материала, подбирая упражнения, соответствующие способностям учащихся, их возрастным особенностям. При таком подходе учитель может использовать большое количество форм и методов работы над материалом, которые обучающиеся усвоили ранее, учитывая их интересы и возможности.

Под занимательностью, принято понимать то необычное, удивительное, неожиданное, комичное, что вызывает интерес у обучающихся, способствует развитию их мыслительной деятельности и созданию благоприятной атмосферы для проведения обучения. Занимательные задания скоординированы на содержание учебной программы, настраивают учеников на усвоение и закрепление программного материала. Ценность уроков математики в начальной школе, во время которых учитель использует элементы занимательности, заключается в разнообразии деятельности младших школьников и их заинтересованности в учении. Уроки с элементами занимательности дают некоторую свободу, создание необходимой среды для обучения, положительно влияющие на исход решения задач, где дети могут проявить свои творческие способности. Одной из важнейших задач обучения младших школьников  математике   является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других дисциплин.

Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования ученых и математиков:Е.С. Дубинчук, А.А. Столяра, С.С. Минаевой, Н.Л. Стефановой, Я.Ф. Чекмарева, М.А. Бантовой,  М.И. Моро, Н.Б. Истоминой,  С.Е. Царевой и др.

Вычислительным навыком называют высокую степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки – значит знать, в каком порядке и какие операции следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро. То есть навык – это действие, доведенное до автоматизма в результате многократных упражнений. Вычислительные навыки успешно формируются у младших школьников только при создании в учебе определенных условий. Необходимым условием формирования вычислительных навыков является умение учителя правильно организовать внимание детей в начале урока, так как это во многом определяет весь его дальнейший ход. В современной школе многие учителя не включают в структуру урока устный счет. В результате этого отмечается снижение уровня сложности выполняемых школьниками вычислений. А между тем, проведение устного счёта в начале урока в форме игры или соревнования в течение 5–10 минут активизирует мыслительную деятельность школьника, способность воспринимать сказанное на слух, быстроту реакции, развивает речь, память, внимание и повышает эффективность урока.

Так, овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение: во-первых, устные вычисления помогают усваивать многие вопросы теории арифметических действий, а также лучше понимать письменные приемы; во-вторых, способствуют развитию памяти, мышления, внимания, речи, математической сообразительности и наблюдательности; в-третьих, быстрота и правильность вычислений необходимы и в реальной жизни, особенно когда письменно выполнить действия не представляется возможным (например, при покупке каких-либо товаров).

М.А. Бантова считает, что полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом, прочностью.

Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия, то есть правильно выполняет все операции, которые составляют вычислительный прием. Осознанность – ученик в любой момент может объяснить, как он решил ту или иную задачу. То есть, ученик осознанно выбирает операции и порядок их выполнения. Рациональность – ученик выбирает для данного случая те операции, выполнение которых легче и быстрее приводит к результату, то есть более рациональный приём. Рациональность связана с осознанностью навыка. Обобщенность – ученик способен перенести приём вычисления на новые случаи. Обобщенность, как и рациональность, тесно связана с осознанностью вычислительного навыка, так как общим для различных случаев вычисления будет прием, в основе которого лежат одни и те же теоретические положения. Автоматизм – ученик выполняет и выделяет операции быстро, но всегда может объяснить выбор той или иной операции. Высокая степень автоматизма должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления. Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.

Для успешного формирования вычислительных навыков учащиеся, прежде всего, должны усвоить тот или иной вычислительный прием, то есть определить арифметические действия, свойства действий и следствия, вытекающие их них.

Таким образом, формирование вычислительных навыков и умений – это сложный и очень длительный процесс. Результативность этого процесса зависит и от личных особенностей ребенка, и от уровня его подготовки, и от способов организации вычислительной деятельности педагогом.

Глубоко и всесторонне вопросы совершенствования устных и письменных вычислений учащихся исследовались лишь в 60-70 гг. ХХ века. Исследования последующих лет посвящены преимущественно разработке качеств вычислительных навыков (М.А. Бантова), рационализации вычислительных приемов (М.И. Моро, С.В. Степанова и др.),  применению средств ТСО (В.И. Кузнецов), дифференциации и индивидуализации процесса формирования вычислительных умений и навыков (Т.И. Фаддейчева).

       Целью нашего исследования было теоретическое и практическое обоснование  возможностей  дидактической игры как средства  формирования   вычислительных  навыков  у  младших школьников на уроках  математики. В этой связи был решен ряд задач и определены ключевые моменты нашего исследования.

В ходе нашего исследования, мы установили,что формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе, поскольку вычислительные навыки необходимы при изучении арифметических действий. Школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков, так как содержательную основу начального математического образования оставляют понятия числа и четырех арифметический действий. Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для младших школьников довольно сложными.

В процессе работы по теме «Занимательный материал при обучении математике как средство формирования вычислительных навыков младших школьников» нами были раскрыты теоретические основы формирования вычислительных навыков на уроках математики у младших школьников, рассмотрены особенности занимательного материала как средства формирования вычислительных навыков на уроках математики у младших школьников, выявлена и изучена сформированность вычислительных навыков на уроках математики у младших школьников второго класса.

В ходе проведенной нами опытно-экспериментальной работы по изучению уровня сформированности вычислительных навыков у учащихся 2 класса, мы выяснили, что вычислительные навыки в экспериментальном классе сформированы на среднем уровне, а так же, что большинство детей способны объяснить логику выполнения той или иной операции и обосновать свой выбор вычислительного приема. Однако нами было установлено, что многие дети довольно часто допускают ошибки при вычислении в приемах на сложение и вычитание с переходом через разряд.

Основываясь на результатах, полученных в ходе проведения экспериментальной работы, нами была предложена совокупность занимательных заданий, направленных на улучшение качества формирования вычислительных навыков на урокам математики во втором классе.

Таким образом, в процессе выполнения работы намеченная программа исследования была выполнена, поставленные задачи решены, цель исследования, состоящая в теоретическом и практическом обосновании возможностей  занимательного материала как средства  формирования вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики, достигнута. Данное исследование можно считать завершенным. Но вместе с тем, проблема формирования вычислительных навыков у младших школьников продолжает оставаться актуальной и ее дальнейшее исследование может быть продолжено.

Научный руководитель джанибекова Ф.О.

Login