Карачаево-Черкесский Государственный университет имени У.Д. Алиева,

г. Карачаевск

Аннотация: в статье рассматривается проблема готовности молодежи к семейной жизни. Психологическая готовность молодежи к семейной жизни  один из актуальных  вопросов современности. Большое количество разводов и их последствия для всех членов семьи, определяют это направление работы как необходимое в семейной политике. Проблема готовности молодежи к семейной жизни не является новой в науке. Психологические проблемы семьи, вопросы добрачного воспитания, особенности полового воспитания, психологические аспекты воспитания в семье и др. Все это отражает интерес исследователей к проблемам семьи и затрагивает проблему готовности к семейной жизни. Также можно отметить и наличие работ, где вопрос о подготовке молодежи к семейной жизни является предметом исследования многих авторов.

Abstract: The article deals with the problem of young people’s readiness for family life. Psychological readiness of young people for family life is one of the topical issues of our time. The large number of divorces and their consequences for all family members determine this line of work as necessary in family policy. The problem of young people’s readiness for family life is not new in science. Psychological problems of the family, issues of premarital education, especially sex education, psychological aspects of education in the family, etc. All this reflects the interest of researchers to the problems of the family and affects the problem of readiness for family life. It is also possible to note the presence of works where the issue of preparing young people for family life is the subject of research by many authors.

Ключевые слова: личность, брак, семья, ценности, готовность молодежи к браку, этико-психологическая  готовность, психологическая зрелость.

Keywords: personality, marriage, family, values, youth readiness for marriage, ethical and psychological readiness, psychological maturity.

 

Н.В.  Малярова определяет готовность молодежи к браку как систему социально психологических установок личности, влияющих на эмоционально психологическое отношение к образу жизни и ценностям супружества. Готовность к браку характеризуется разнообразными аспектами.

В.А. Сысенко среди направлений деятельности по подготовке к семейной жизни выделяет нравственный (наличие ценности брака, детей и т. д.), психологический (знания, необходимые в супружеской жизни), педагогический (навыки и способности к воспитанию детей), санитарно-гигиенический (гигиена брака и быта), экономический и хозяйственно-бытовой аспект.

В работе И.В. Гребенникова отмечается, что подготовка к семейной жизни должна осуществляться по следующим направлениям:

  • социальное (понимание общественной сущности брачно-семейных отношений, наличие семейных ценностей и др.),
  • нравственно-этическое (формирование дружелюбности к противоположному полу, уважения к членам семьи, потребности в воспитании детей, ответственности, верности, честности, сдержанности и др. качеств личности),
  • правовое (правовая грамотность относительно брака и семьи),
  • психологическое (потребность в личностном развитии; знания и навыки в психологии межличностных отношений; понимание психологических основ брака и семейной жизни, развитие чувств, необходимых для  супружеской  и семейной жизни),
  • физиолого-гигиеническое (понимание физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.),
  • -педагогическое (представления о роли и особенностях семейного воспитания, о возможностях повышения педагогической культуры родителей).

С.В. Ковалев считает, что готовность к семейной жизни – это понимание молодым человеком общественной значимости своих действий, ответственности за семью, принятие забот о ней и ограничения личной свободы.

В.С. Торохтий определяет «способность к браку» как социально-психологическую зрелость личности. Такая зрелость зависит от потребности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери, функционально-ролевой согласованности в структуре взаимодействия супругов, необходимых для семейной жизни знаний, умений и навыков. Психологическая зрелость предполагает отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивности и наличие способности признавать собственные ошибки и стремление к постоянному самосовершенствованию в супружеских отношениях.

Готовность к роли семьянина определяется системными и функциональными качествами личности. В качестве подготовки к семейной жизни Е.И. Зритнева предлагает концепцию воспитания, охватывающую период от дошкольного до студенческого возраста, в процессе которой происходит процесс формирования ценностного образа семьи, установки на вступление в брак, формирования и развития качеств личности, ее знаний, умений и навыков, позитивно ценных для брачно-семейных отношений. Уровень готовности к семейной жизни включает взаимосвязь всех вышеописанных характеристик семейной жизни, признание брачного партнера как равноценного человека, реализация ценностей семейной жизни на разных этапах жизни семьи.

С.П. Акутина считает, что на готовность к семейной жизни и ответственному родительству старшеклассников влияют семейные духовно-нравственные ценности, являющиеся традиционными мировоззренческими и нравственными семейными ориентирами и установками, служащими эталоном, идеалом и определяющими целенаправленный процесс создания семьи и рождения и воспитания детей.

В работе Н.И. Лащук указывается, что у старшеклассников необходимо формировать этико-психологическую готовность к семейной жизни, которая включает: мотивацию к созданию семьи, направленность на сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей и норм брака, жизненные ориентации, позитивное отношение к традиционным семейным ценностям, психологическую установку на семейную жизнь, коммуникативную компетентность, согласованность ролевых ожиданий и притязаний в браке, наличие знаний о психологии личности и психологии семейных отношений.

Для формирования психологической готовности студентов к брачным отношениям И.Ю. Зудилина предлагает проводить лекционные занятия, где студенты получат знания относительно психологии брачных отношений,  мотивов, определяющих благополучие отношений супругов в браке; треннинговые занятия по развитию  умений, навыков и качеств личности,  необходимых для построения конструктивных отношений в браке практические занятия по развитию самосознания студентов, постижению ими собственных взглядов, установок, мнений и качеств. Также необходимым является консультативная работа, помогающая осознать особенности собственной личности и способствующая развитию самосознания.

Одним из ключевых моментов, влияющих на готовность к семейной жизни, Е.С. Граненкова, например, считает психологическую зрелость  молодых людей. Она выражается в наличии у них чувства ответственности, автономности, самостоятельности, потребности в заботе о других, способности к активному участию в жизни общества, контроле над своими желаниями и чувствами, умении отказаться от чего-либо, отсутствии агрессии на критику, капризов и эгоцентризма, наличие чувства реальности.

Проведя изучение черт психологической зрелости у юношей и девушек 16-18 и 22-24 лет, Е.С. Граненкова пришла к выводу, что молодежь 22-24 лет является более психологически зрелой и соответственно более готовой к семейной жизни.

Таким образом, анализ работ показал, что на данный момент проблема готовности молодежи к семейной жизни является актуальной и  востребованной. Вместе с тем, в науке нет единого мнения относительно как определения и структуры готовности к семейной жизни, так и характеристик ее психологического компонента. Разделяемой всеми авторами является  идея о возможности и необходимости формирования готовности к семейной  жизни, в частности через создания условий для позитивных изменений в ее психологическом компоненте. В целом можно отметить, что психологическая готовность к семейной жизни это личностное образование, включающее ценности и установки ориентированные на создание и сохранение семьи, рождение и воспитания детей, определенные знания и представления о семейной жизни, а также личностные качества, коммуникативные умения и навыки, дающие возможность строить и  поддерживать благоприятные внутрисемейные отношения. В основе психологической готовности к семейной жизни лежит определенная степень личностной зрелости, которая, как отмечает И.В. Гребенников, дает возможность при помощи мобилизации ресурсов решить возникающие семейные проблемы.

Еще один важный вопрос – это определение возраста, в котором подготовка молодежи к семейной жизни будет наиболее эффективна. Здесь можно отметить, что с одной стороны, готовность к вступлению в брак и  созданию семьи – это результат всей предшествующей жизни молодого человека, сложившийся под влиянием социального окружения, и, прежде всего, родительской семьи. Семья, являясь самовоспроизводящейся системой, к началу создания молодым человеком своей семьи, формирует у него осознанным, а чаще всего бессознательным путем комплекс знаний, установок, моральных норм, традиций, обычаев, нравов, религиозных ориентаций, которые направляют его поведение в семье. Социальное окружение также несет массу информации относительно особенностей семейной жизни. Таким образом, в широком понимании подготовка к семейной жизни это успешная социализация и полноценное проживание всех  этапов возрастного развития, в результате чего молодой человек приобретает  способность к построению семейных отношений. Вместе с тем, можно выделить возраст, когда работа по подготовке к семейной жизни  будет  наиболее близка, интересна и понятна молодежи. В качестве такого времени,  как правило, выделяют период поздней юности и молодости (в виду отсутствия единого выделения границ возрастных периодов, в основу положены данные О.В.  Хухлаевой, которая отмечает, что в среднем большинство авторов нижней границей молодежного периода считают 16, 17 лет, а верхней – 24, 25 лет). Этот период, по мнению исследователей, время развития рефлексии, осознания собственной индивидуальности, построения конкретных планов своей жизни и деятельности, активного формирования мировоззрения. В юности происходит интенсивное становление нравственного сознания, выработка ценностных ориентаций и идеалов, гражданских личностных качеств. Именно в молодости  происходит отрыв молодых людей от родительской семьи, поиск брачного партнера и создание новой, самостоятельной семейной системы.

Таким образом, можно констатировать, что период юности – это время повышения интереса к вопросам брачно-семейных отношений, время осмысления семейных ценностей, поиска себя в них. Начало молодости – это период повышенной социальной активности, время освоения социальных ролей. В связи со сказанным, актуальным при подготовки к семейной жизни становится вопрос о личностной зрелости молодежи периода поздней юности – начала молодости в сфер  психосексуальных отношений.

Как показали исследования, любовь и счастливая семейная жизнь занимают ведущие места в списке значимых ценностей молодежи. Девушки придают им более важное значение, чем юноши (38% юношей ставят любовь на второе место и 65% девушек – на первое место в списке своих ценностей. 21% юношей и 56% девушек считают важным для себя  иметь  счастливую  семейную жизнь – четвертое и  третье место в списке ценностей). Юноши, отмечая данные ценности как важные для себя, на первое место все же ставят желание иметь верных друзей. И.В. Исследование показало, что среди юношей и девушек данного возраста отмечается разное восприятие своей половой идентичности. Так девушкам в большей степени, чем юношам свойственно полное понимание и принятие своей гендерной роли (15% юношей и 24% девушек по методике «Кто Я?»). Данный факт говорит о том, что для девушек сфера психосексуальности является более значимой и внутренне принимаемой темой самосознания.

Таким образом, можно заключить, что период поздней юности – начала молодости это время, когда в сознании молодежи есть нацеленность на близкие отношения, любовь, счастливую семейную жизнь. В то же время, их половая, гендерная идентичность в большинстве случаев находится в латентном состоянии – молодые люди осознают себя представителями своего  пола, но делают это косвенным образом, обозначая себя не я – парень/девушка, в будущем муж/жена и т.д., а я – сын/дочь, друг/подруга и т.д..Одна из важнейших задач в это время – это начало обучения в вузе и освоение роли «студент». Юноши в этот период демонстрируют несколько большую уверенность в себе, а также желание казаться старше. Девушки же чаще психологически  соответствуют своему возрасту, принимают его, имеют более высокий уровень рефлексии, более отчетливое восприятие себя в половом и гендерном отношении, большую нацеленность на семью и близкие отношения. Восприятие друг друга молодыми людьми в большинстве случаев опосредуется стереотипами; их действие снижается, когда парни и девушки фантазируют на тему идеального спутника жизни. В связи с этим, можно отметить, что работа по подготовке к семейной жизни в этот период своевременна и необходима. Она поможет прояснить взгляды молодых людей относительно друг друга, будущей семейной жизни, лучше понять и принять себя, справиться со своими психологическими проблемами, научиться более эффективному взаимодействию друг с другом.

Литература

  1. Анисютина, С.А. Формирование готовности подростков к семейной жизни как целевая функция социального педагога / С. А. Анисютина // Ярославский педагогический вестник – 2009 (60) – № 3. С. 42– 46.
  2. Граненкова, Е.С. Психологическая зрелость как компонент готовности молодежи к семейной жизни / Е. С. Граненкова // Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 4 – Том II (Психолого-педагогические науки). С. 257-260.
  3. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. – М., 1991. –156 с.
  4. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С. В. Ковалев. – М., 1991. – 128 с.
  5. Лащук, Н.И. Формирование этико-психологической готовности старшеклассников к семейной жизни: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Н. И. Лащук. – Санкт-Петербург, 2007. – 19 с.
  6. Олифирович, Н.И. Формирование готовности студенческой молодежи к семейной жизни: учеб. метод. пособие / Н. И. Олифирович и др. – Минск: БГПУ, 2008. – 175 с.
  7. Сысенко, В. А. Молодежь вступает в брак / В. А. Сысенко. – М., 1986. – 255 с.
  8. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л Б. Шнейдер. – М: Апрель-Пресс Эксмо-Пресса, 2000. – 512 с.