КЧГУ, г.Карачаевск 

 

Аннотация. В статье освещаются вопросы, связанные с управлением отраслью образования в Нефтекумском городском округе Ставропольского края. Дается краткая характеристика развития отрасли, анализируются актуальные проблемы управления социальной сферой и способы их решения, даются рекомендации по совершенствованию механизмов управления и повышению качества услуг.

Ключевые слова: образование, муниципалитет, муниципальное управление, общественный совет, независимая оценка качества, муниципальная программа.

 

Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сети реализующих их муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций [13, 314]. Муниципальное управление в сфере образования строится на основе государственной политики в соответствии с принципами гуманизма, приоритетности общечеловеческих ценностей, доступности, адаптивности, светского характера образования, свободы и плюрализма в образовании [17, 99]. Основные усилия в системе образования Нефтекумского городского округа сосредоточены на создании оптимальных условий для получения доступного и качественного образования посредством реализации национального проекта «Образование» и муниципальной программы Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Развитие образования».

В организации образовательного процесса государство устанавливает принцип разделения полномочий между федеральной властью, субъектом и органами местного самоуправления, реализация которого опирается на развитую научную и правовую базу в области образования [16, 99]. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ устанавливает перечень вопросов  местного значения городского округа в сфере образования [1]. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся 7 пунктов. Исключение составляют полномочия по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ [2]. Органы местного самоуправления Нефтекумского городского округа имеют право на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа: создание муниципальных образовательных организаций высшего образования и участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству [3]. Необходимость разделения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления очевидна и связана, прежде всего, с тем, что они имеют неодинаковые возможности оценки факторов, влияющих на содержание управленческих решений в данной области [14, 45, 46].

Отраслевым органом администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края является отдел образования администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, который имеет статус юридического лица и осуществляет в пределах своей компетенции деятельность в сфере образования, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опеки и попечительства несовершеннолетних, а также полномочия Ставропольского края в сфере образования, переданные для осуществления органам местного самоуправления [4]. В целях осуществления государственной политики в области образования ему переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей. Также учреждение организует ведение мониторинга достижения значений целевых показателей социально-экономического развития Нефтекумского городского округа Ставропольского края, в том числе в сфере образования, определенных Указами Президента Российской Федерации.

Структуру учреждений образования составляют:

  • 19 общеобразовательных организаций;
  • 23 дошкольные образовательные организации;
  • муниципальное казенное учреждение «Центр по комплексному обслуживанию учреждений образования»;
  • муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы [12].

Центр по комплексному обслуживанию учреждений образования осуществляет планово-экономическое обслуживание и информационно-методическую работу в сфере образования. Задачами учреждения является обеспечение результативности и эффективности планирования средств и оказание информационно-методического сопровождения образовательного процесса [9].

Ведется работа по выполнению всех мероприятий по введению федерального государственного стандарта общего образования. Для реализации направлений модернизации системы общего образования был разработан и реализован Комплекс мер по модернизации системы общего образования на период до 2020 года. Осуществляются меры, направленные на пополнение фондов библиотек общеобразовательных организаций, что позволило обеспечить всех обучающихся учебниками. В округе создаются условия для активного включения детей и подростков в жизнь общества: работают 2 организации дополнительного образования по программам различной направленности, в том числе спортивной, художественной, туристской [10].

Установлен порядок обязательного ежегодного учета детей от 6,6 до 18 лет, проживающих (постоянно или временно) или пребывающих на территорию Нефтекумского городского округа, независимо от наличия (отсутствия) регистрации по месту жительства (пребывания) в целях обеспечения их конституционного права на получение обязательного общего образования [8]. Большое внимание уделяется сфере дошкольного образования, в том числе его доступности. Для постановки детей на учет в очередь в дошкольные образовательные организации ведется электронный реестр, позволяющий без посещения отдела образования администрации округа через Интернет отслеживать продвижение очереди ребенка по устройству в детский сад [10]. Выявление и поддержка одаренных детей является одним из наиболее перспективных социальных проектов, реализуемых в округе. Для этих целей принимаются меры для активного участия школьников в мероприятиях разного уровня [11].

В городском округе создан общественный совет Нефтекумского городского округа Ставропольского края по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности муниципальными образовательными организациями и иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований. Это постоянно действующий совещательный орган, созданный при администрации Нефтекумского городского округа [6].

Муниципальная программа Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Развитие образования» устанавливает объем финансового обеспечения отрасли на 2018-2021 гг. Ожидаемые конечные результаты Программы: увеличение уровня удовлетворенности населения качеством дошкольного образования до 76 % в 2021 году; общего образования до 74 % в 2021 году; дополнительного образования до 85 % в 2021 году [7]. Расходы на образование являются самой крупной статьей расходов местного бюджета.

Функциональную структуру расходов бюджета в 2019 году можно представить в такой диаграмме [5].

Диаграмма 1 – Функциональная структура расходов бюджета Нефтекумского городского округа Ставропольского края в 2019 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из диаграммы мы видим, что расходы на образование в 2019 году составят по прогнозу 45% от общих расходов бюджета городского округа.

В настоящее время перед органами местного самоуправления стоят неотложные задачи по совершенствованию методов управления, развитию кадрового потенциала в системе муниципального управления, усилению антикоррупционной профилактики, повышению качества и доступности муниципальных услуг, снижению административных барьеров. Принимая во внимание современные вызовы государственной власти к муниципальному управлению в социальной сфере, считаем необходимым применить такие направления преобразований как совершенствование механизмов управления социальной сферой на муниципальном уровне с учетом передовых достижений  и повышение качества услуг учреждений социальной сферы.

Целью социально-экономической политики в сфере образования является развитие образовательного потенциала населения, повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг образовательными организациями, обеспечение формирования базовых компетенций личности (информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования). Для достижения цели предусматривается решение задач, обеспечивающих доступность и повышение качества дошкольного и общего образования. Качественные преобразования образовательной сферы невозможны без улучшения ее базовых условий. Одной из основных задач развития является строительство и реконструкция помещений для осуществления образовательного процесса, введение в эксплуатацию помещений школ, соответствующих строительным и санитарным правилам и нормам, а также требованиям противопожарной безопасности. Учитывая, что 7 общеобразовательных организаций находятся в приспособленных зданиях, необходимо построить новые школы по типовым проектам. Необходимо строительство новых зданий детских садов, а также реконструкция имеющихся зданий.

Для достижения задач необходима реализация мероприятий по направлениям:

  • реализация комплексного подхода для полноценного обеспечения населения бесплатным дошкольным образованием граждан;
  • обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • сопровождение школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях;
  • внедрение профессионального стандарта руководителя дошкольной и (или) общеобразовательной организации, реализован новый профессиональный стандарт педагога;
  • использование эффективных подходов к реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей- инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей;
  • реализация модели сетевого взаимодействия;
  • совершенствование процедуры и инструментария независимой оценки качества образования.

Таким образом, муниципальное управление образованием строится на основе рационального разграничения функций между уполномоченными структурными подразделениями администрации Нефтекумского городского округа, путем программно-целевого регулирования расходов и четкого планирования ожидаемых результатов. Однако целевое ресурсное обеспечение не может в полной мере обеспечить развитие инноваций в системе образования. Это требует поиска новых механизмов ресурсной поддержки развития с учетом потребностей, территориальных различий и ресурсного потенциала [15].

Источники и литература:

  1. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 01. 05. 2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
  3. Решение Думы Нефтекумского городского округа Ставропольского края первого созыва от 30 октября 2017 года № 39 «Об утверждении Устава Нефтекумского городского округа Ставропольского края» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.angosk.ru, свободный.
  4. Решение Думы Нефтекумского городского округа Ставропольского края № 62 от 19 декабря 2017 г. «Об учреждении отдела образования администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://обр-нефтекумск.рф, свободный.
  5. Бюджет для граждан по решению Думы Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 27 декабря 2018 года № 293 «О бюджете Нефтекумского городского округа Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.angosk.ru, свободный.
  6. Постановление главы Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 22 июня 2018 г. № 4-пг «Об Общественном совете Нефтекумского городского округа Ставропольского края по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности муниципальными образовательными организациями и иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.angosk.ru, свободный.
  7. Постановление администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края 28 декабря 2017 г. № 7 «Об утверждении муниципальной программы Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Развитие образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.angosk.ru, свободный.
  8. Постановление администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 21 марта 2019 г. № 367 «Об утверждении Положения о порядке учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории Нефтекумского городского округа Ставропольского края» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.angosk.ru, свободный.
  9. Распоряжение администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 24 января 2018 г. № 40-р «Об утверждении изменения наименования муниципального казенного учреждения «Центр по комплексному обслуживанию учреждений образования» Нефтекумского муниципального района Ставропольского края и Устава в новой редакции» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.angosk.ru, свободный.
  10. Отчет главы Нефтекумского городского округа Ставропольского края о деятельности администрации района Нефтекумского городского округа Ставропольского края за 2018 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.angosk.ru, свободный.
  11. Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Нефтекумского района до 2020 года, утвержденной решением Совета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 12 мая 2009 года № 145, за 2018 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.angosk.ru, свободный.
  12. Структура администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stavregion.ru, свободный.
  13. В.Б. Зотов. Система муниципального управления. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006, с.314.
  14. Матюшева Т. Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999, с.45-46.
  15. Пуденко, Т. И. Проблемы управления развитием муниципальных систем образования / Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-upravleniya-razvitiem-munitsipalnyh-sistem-obrazovaniya/viewer.
  16. В.А. Холопов. Образование в условиях взаимодействия государственной власти и местного самоуправления. Мир образования – образование в мире, №3, 2007, с.99.
  17. Шевелев А.Н. Школа. Государство. Общество. СПб, 2001, с.99.