КЧГУ им. У. Д. Алиева, г.Карачаевск 

 

Аннотация. В статье освещаются вопросы, связанные с управлением социальной сферой на муниципальном уровне (на примере Нефтекумского городского округа Ставропольского края). Дается краткая характеристика развития социальной сферы, приводятся рекомендации по совершенствованию механизмов управления и повышению качества услуг.

 

Ключевые слова: социальная сфера, муниципальное образование, муниципальное управление, механизмы управления, программно-целевой метод, социальная защита, образование, молодежная политика, физическая культура и спорт, культура.

 

Главная цель деятельности органов местного самоуправления – улучшение качества жизни населения округа и увеличения вклада в развитие всего общества. Основными элементами улучшения этого качества являются: повышение уровня жизни; изменение образа жизни в лучшую сторону; улучшение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни людей, повышение эффективности функционирования всех предприятий и объектов  как основы увеличения финансовой стабильности.

На сегодняшний день не выработан эффективный механизм управления социальной сферой на муниципальном уровне. Это обусловлено тем, что каждый муниципалитет имеет свои специфические особенности развития, а слои и группы обществ находятся на разных стадиях адаптационного процесса реформирования. Постоянно развивающиеся институты общества требуют поиска новых подходов к решению насущных вопросов социально-экономического развития [5, 8].

Процесс управления социальной сферой предполагает единство планирования, организации, мотивации, регулирования, руководства и контроля в культурной сфере при приоритетном влиянии государства на характер этой деятельности. Разработка четкой стратегии управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивается анализом наиболее успешного опыта муниципалитетов по всей стране [6, 187].

Управление социальной сферой на муниципальном уровне имеет множество серьезных проблем, решение которых требует поиска новых и альтернативных методов. Отсутствие четкой и продуманной структуры органов местного самоуправления, рационального соотношения полномочий и компетенций между представительным органом муниципального образования и местной администрацией, полного разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления являются серьезным барьером на пути к социальному благополучию [1, 168-169]. В настоящее время перед органами местного самоуправления стоят неотложные задачи по совершенствованию методов управления, развитию кадрового потенциала в системе муниципального управления, усилению антикоррупционной профилактики, повышению качества и доступности муниципальных услуг, снижению административных барьеров.

Органы местного самоуправления Нефтекумского городского округа Ставропольского края, неся основную организационную и финансовую нагрузку, строят систему управления социальной сферой на основе рационального разграничения функций, а также путем программно-целевого регулирования расходов и четкого планирования ожидаемых результатов. Программно-целевой метод, находящийся в основе управления социальной сферой Нефтекумского городского округа Ставропольского края, позволяет достичь наиболее оптимальных результатов во всех областях социальной сферы, контролируя качественные и количественные показатели развития [4].

При принятии управленческих решений в сфере регулирования социального развития учитывается специфика каждого населенного пункта и неоднородность результатов развития, определяются приоритетные направления социально-экономической политики для каждого из них [1, 8, 25, 38]. Ведется четкая и осмысленная работа в соответствии с местными специфическими особенностями развития, используя систему методов, способов и механизмов достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики. Признается необходимость обеспечить преодоление административных барьеров, уменьшить коррупционные возможности, повысить ответственность и подотчетность муниципальных служащих, оптимизировать порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, повысить качество и доступность государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в электронном виде [2].

Принимая во внимание современные вызовы государственной власти к муниципальному управлению в социальной сфере, необходимо применить два основных направления преобразований: совершенствование механизмов управления социальной сферой на муниципальном уровне с учетом передовых достижений и повышение качества услуг учреждений социальной сферы.

В первую очередь, необходимо совершенствование организационной структуры управления труда и социальной защиты населения администрации городского округа. Для этого требуется создание подразделения по мониторингу, контролю, подготовке отчетных данных о ходе выполнения запланированных мероприятий социальной защиты граждан и трудящихся.

Одной из основных задач преобразования образовательной сферы является строительство и реконструкция помещений для осуществления образовательного процесса, введение в эксплуатацию помещений школ, соответствующих строительным и санитарным правилам и нормам, а также требованиям противопожарной безопасности. Необходимо решение задач, обеспечивающих доступность и повышение качества дошкольного и общего образования. Для достижения задач необходимо использование эффективных подходов к реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей; реализация модели сетевого взаимодействия; совершенствование процедуры и инструментария независимой оценки качества образования.

В сфере молодежной политики необходимо сделать упор на создание условий для обмена опытом и развития межмуниципальных молодежных связей и добровольческой (волонтерской) деятельности; создание условий для развития инновационного мышления, участия в проектной деятельности, в разработке новейших технологий; развитие профориентации и создание условий для реализации профессиональных навыков на территории городского округа и трудоустройства на местных предприятиях.

В сфере физической культуры и спорта требуется дальнейшая планомерная реализация деятельности, направленной на продвижение благоприятного имиджа городского округа как региона, заботящегося о здоровье и хорошей физической форме населения; популяризацию физической культуры и спорта как важной составляющей здорового образа жизни среди населения Нефтекумского района Ставропольского края; расширение сети спортивных объектов, их модернизация, замена устаревшего инвентаря; усиление межмуниципального взаимодействия; расширение форм поддержки выдающихся достижений в спорте.

Культура является той сферой жизни общества, в которой создаются, сохраняются и накапливаются духовные ценности, знания и исторический опыт, поэтому опора на культурный ресурс будет способствовать стабильному повышению качества жизни населения городского округа. Целью социально-экономической политики в сфере культуры является повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения. Для достижения цели рекомендуется решение следующих задач [3, 25 – 30].

  • повышение имиджа городского округа как региона, заботящегося о культурной и рекреационной привлекательности своей территории как для граждан, так и для гостей;
  • повышение профессионального престижа отрасли посредством наращивания кадрового потенциала;
  • совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации кадров, внедрение информационных технологий, форм дистанционного обучения;
  • создание доступных площадок для творческого и профессионального взаимодействия, обмена опытом и межмуниципального сотрудничества;
  • создание комфортных условий для удовлетворения потребностей населения в туристских услугах и развития межрегиональных культурных связей;
  • расширение межмуниципальных, межотраслевых связей, связей с общественными и религиозно-этническими организациями для активного обмена опытом и совместной организации проектной деятельности;
  • развитие местных событийных мероприятий как уникального культурного продукта, имеющего образовательный, историко-культурный, рекреационный и экономический потенциал;
  • увеличение количества и качества культурных проектов, нацеленных на удовлетворение постоянно меняющихся запросов целевой аудитории и общих тенденций культурной политики в городском округе, Ставропольском крае и стране в целом;
  • поддержка малого предпринимательства в сфере создания уникальных изделий по аутентичным техникам и технологиям, характерным для коренных народов городского округа, а также поддержка самодеятельных умельцев по этому направлению;
  • оснащение новейшим оборудованием и модернизация информационных систем библиотек;
  • модернизация и обновление материально-технической базы и расширение технических возможностей для экспозиции музейного фонда;
  • развитие межотраслевого и межмуниципального сотрудничества посредством организации совместной научно-исследовательской и проектной деятельности;
  • повышение качества и доступности услуг по дополнительному образованию в сфере культуры посредством укрепления материально-технической базы, обновления устаревшего оборудования и инструментов, поддержки одаренных учащихся;
  • расширение доступности сети кинотеатров в сельских территориях, в том числе, для лиц с ограниченными возможностями здоровья и расширение технических возможностей для рекламных кампаний.

Предложения по совершенствованию механизмов управления социальной сферой и повышению качества услуг подлежат внедрению в качестве целей, задач и направлений реализации отраслевых муниципальных программ Нефтекумского городского округа Ставропольского края. Это позволит оптимально распределить ресурсы бюджета, рационально сосредоточить кадровые ресурсы на решении конкретных значимых проблем, достичь наилучших результатов в реализации управления социальной сферой, улучшить имидж городского округа как региона с эффективной социальной политикой.

Литература:

  1. Актуальные проблемы теории и практики муниципального управления : монография / под общ. ред. Н. Г. Ломовой. — М.-Берлин : Директ-Медиа. – 2014.
  2. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров / И. А. Василенко ; Моск. гос. унт им. М. В. Ломоносова. – 5 – е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2013. – 495 с.
  3. Гнедовский, С. Культурная индустрия и управление развитием / С. Гнедовский // «600 параллель». – 2010. – № 4.
  4. Киселева, Н. Н., Браткова, В. В. Роль региональных программ в стимулировании экономического потенциала территории / Н. Н. Киселева, В. В. Браткова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2013. – № 4 (15).
  5. Лаврентьева, И. П. Социальная политика и управление в социальной сфере : учебное пособие / И. П. Лаврентьева, В. В. Кузнецов, В. В. Григорьев. – Ульяновск : УлГТУ, 2009.
  6. Фахрутдинова, А. З. Управление социальной сферой : учеб. Пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. / А. З. Фахрутдинова ; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. – Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2015. – 187 с.

 

 

Login