КЧГУ, г.Карачаевск

 

Аннотация. В статье освещаются вопросы, связанные с управлением отраслью культуры на муниципальном уровне (на примере Нефтекумского городского округа Ставропольского края). Дается краткая характеристика развития отрасли, приводятся рекомендации по совершенствованию механизмов управления и повышению качества услуг.

Ключевые слова: культура, муниципальное образование, муниципальное управление, дума, глава, администрация, отдел культуры, общественный совет, организационно-методический центр, муниципальная программа, культурно-досуговая деятельность, музейное дело, библиотечное обслуживание населения, дополнительное образование.

 

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere – возделывание, позднее – воспитание, образование, развитие, почитание) – понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности [9, 51-54]. Понятие определяет «совокупность государственных, преимущественно некоммерческих учреждений и иных элементов социальной инфраструктуры культурной сферы, осуществляющих деятельность в рамках сохранения культурного наследия и развития искусства, взаимодействующих друг с другом в процессе производства особого рода продуктов и предоставления гражданам услуг, призванных удовлетворять их культурные, эстетические, познавательные и творческие потребности» [10].

Под управлением в сфере культуры понимается деятельность, направленная на эффективную организацию функционирования институтов сферы культуры для достижения поставленных целей [14]. Осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства и муниципалитета.

Отрасль культуры характеризуется наличием определенных проблем, препятствующих планомерному развитию в соответствии с требованиями федеральных и региональных законов и целевых программ. Отрасль культуры в муниципальном образовании живет бедно, по-прежнему изношенная материально-техническая база, не отвечающая современным запросам инфраструктура и тусклый перечень услуг, отстает уровень оплаты труда в сфере культуры и, значит, туда не идут работать перспективные творческие молодые люди. Состояние инфраструктуры не позволяет в полной мере использовать культурный потенциал в качестве фактора социально-экономического развития района, а также как средства эстетического, нравственно-патриотического воспитания широких слоев населения. Информационные ресурсы отрасли отстают от среднероссийских показателей. Обеспеченность компьютерной и множительной техникой учреждений культуры находится на низком уровне, что не позволяет полностью решить вопросы создания единого информационного пространства.

Повышение уровня художественного образования детей и юношества крайне затруднено состоянием материально-технической базы учреждений дополнительного образования, ведь износ имеющихся музыкальных инструментов достигает пределов. Слабая материально-техническая база учреждений культуры и искусства не позволяет полноценно выполнять возложенные на них функции, что сказывается на конечном результате их деятельности. Существуют проблемы обеспечения предметами длительного пользования (светомузыкальным оборудованием, сценическими артистическими костюмами и обувью). Устаревшее аудио-, музыкальное, световое и проекционное оборудование или, местами, его полное отсутствие, ограничивают возможности повышения качества и доступности культурного продукта и услуг учреждений культуры [4]. Активное продвижение продуктов культуры на региональный и всероссийский уровень требует стандарта качества сценических артистических костюмов и обуви на уровне всероссийского, международного стандартов, серьезных затрат на пассажирские перевозки и организационные взносы конкурсов и фестивалей. Существует проблема низкой доступности услуг по пассажирским перевозкам творческих коллективов.

Большую проблему составляет недоступность услуг для инклюзивных групп и необходимость оснащения учреждений культуры специализированным и дорогостоящим оборудованием, а также модернизации существующей материально-технической базы в соответствии с действующим законодательством о социальной защите инвалидов.

В округе отсутствуют достаточные условия для культурно-познавательного и событийного туризма и благоприятная информационная и инфраструктурная среда для туристов. Территория бедна объектами культурного наследий и рекреации, научно-популярной, справочно-рекламной литературой и необходимой информацией в сети Интернет.

Недостаточно решены вопросы по совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации работников культуры и искусства, привлечению молодых специалистов, обеспечению им достойной заработной платы. Особого внимания требует подготовка специалистов по национальной хореографии, национальным видам декоративно-прикладного искусства, народным инструментам и вокальному искусству. В городском округе отсутствуют профессиональные звукорежиссеры, художники по свету, режиссеры массовых мероприятий.

Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Статьей 44 Конституции Российской Федерации гарантируются право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина [1]. Ответственность за это законодательство возлагает на муниципальные образования. Именно поэтому уровень местного самоуправления является важнейшим звеном государственной культурной политики.

Статья 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре [2], а также пункты 16-18 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ [3] определяют перечень полномочий органов местного самоуправления в области культуры и  вопросов местного значения в сфере культуры городского округа.

Дума Нефтекумского городского округа Ставропольского края осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления городского округа и их должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе касающихся культуры. Глава городского округа обеспечивает осуществление органами местного самоуправления городского округа полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, в том числе в области культуры [5].

Деятельность администрации городского округа в области культуры направлена, прежде всего, на формирование и реализацию культурной политики, способствующей созданию достойного имиджа и межнациональной стабильности в городском округе, организацию досуга и обеспечение библиотечного обслуживания населения, а также координацию деятельности учреждений дополнительного образования в сфере культуры. Администрация городского округа имеет право на создание учреждений, в том числе музеев, на вверенной ей территории. В приоритете остается обеспечение общедоступности культурных ценностей для населения, бесплатности основных услуг, открытости культурной деятельности, создание условий для развития сети специальных учреждений и организаций (школ искусств, студий), оказание поддержки этим учреждениям. Совокупность планирования, прогнозирования, программирования, нормирования и контроля – основа достижения поставленных целей и обозначенных задач [11, 120-125]. Они должны исходить из признания равного достоинства культур, равенства прав и свобод всех проживающих на территории муниципального образования этнических и религиозных общностей.

На уровне исполнительной власти муниципального образования управление осуществляется через отраслевой орган – отдел культуры администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края [15].  Для реализации своих функций орган наделен правом юридического лица и является главным распорядителем бюджетных средств подведомственных ему учреждений культуры.

Сеть подведомственных учреждений культуры включает: 1 организационно-методический центр, 1 музей, 1 централизованную библиотечную систему в составе из 27 библиотек-филиалов, 1 художественную школу, 3 музыкальные школы, 12 учреждений культурно-досугового типа, включающие 23 Дома культуры.

В целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Нефтекумского городского округа Ставропольского края в сфере культуры с 2007 года функционирует муниципальное казенное учреждение культуры «Организационно-методический центр по обслуживанию учреждений культуры» Нефтекумского городского округа Ставропольского края [8]. Учреждение обеспечивает деятельность организаций культуры, подведомственных отделу культуры, посредством оказания им на договорной основе услуг: экономического планирования, юридического, информационного и методического сопровождения их деятельности. Также учреждение осуществляет организацию отчетности. Учреждение составляет и исполняет бюджетные сметы и планы финансово-хозяйственной деятельности, формирует обоснования бюджетных ассигнований; обеспечивает своевременное и достоверное размещение информационных данных муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; организует проведение технических мероприятий и работ в период подготовки муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры к осенне-зимнему периоду и новому учебному году; осуществляет сбор, мониторинг и предоставление контрольной и отчетной информации в соответствующие органы; осуществляет сбор и мониторинг информации о техническом состоянии имущества и оснащении муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры; обеспечивает адресную методическую, информационную и консультационную поддержку по применению информационно-коммуникативных технологий, подготовке и повышению квалификации, проведению педагогических конференций, форумов, семинаров, творческих лабораторий, школ передового опыта, вэбинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов, конкурсов, фестивалей, смотров, выставок, акций, торжественных мероприятий, праздников, событийных мероприятий; организует проведение независимой оценки качества в части осуществления муниципальных услуг (работ) в сфере культуры и многое другое [13].

Создан постоянно действующий совещательный орган при администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края в целях проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры [6]. Общественный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с ежегодным планом деятельности, утверждаемым председателем Общественного совета и согласованным с отделом культуры.

В современных условиях муниципальная поддержка учреждений культуры приобретает первостепенное значение. Местная власть способствует развитию всех форм организации культурно-досуговой деятельности на территории муниципального образования. Среди мер по развитию сферы культуры предусмотрена целевая программа культурного развития. Как показала практика, решение приоритетных задач в области культуры целесообразно осуществлять программно-целевым методом, что позволяет рационально сосредоточить ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем и приоритетных направлений [12, 25-30]. Финансирование муниципальной сферы культуры осуществляется за счет бюджетных средств и оказания платных услуг.

Муниципальной программой Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Развитие культуры» установлены приоритетные направления деятельности [7]:

  • – в сфере культурно-досуговой деятельности – создание условий для развития творческого потенциала и обеспечения равного доступа населения к отечественным и мировым культурным ценностям и информации; повышение качества и доступности услуг в области культуры; сохранение и популяризация многонационального культурного наследия народов, проживающих на территории округа; создание условий для удовлетворения потребностей населения в туристских услугах и развития межрегиональных культурных связей;
  • – в сфере музейного дела – сохранение музейного фонда Нефтекумского городского округа Ставропольского края, содействие организации экспозиционно-выставочной работы;
  • – в сфере библиотечного облуживания населения – обеспечение свободного доступа к информации и информационным ресурсам, создание условий для эффективного функционирования библиотек и комплектования библиотечного фонда.
  • – в сфере сохранения объектов культурного наследия, расположенных на территории округа – подготовка и проведение мероприятий по обеспечению их сохранности;
  • – в сфере дополнительного образования в сфере культуры – повышение качества и доступности услуг по дополнительному образованию в сфере культуры.

Таким образом, управление в области культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории. В целях развития единого культурного пространства на территории округа создаются условия для максимального вовлечения каждого человека в разнообразные формы творческой культурно-досуговой деятельности. Культура является важнейшим фактором достижения главной стратегической цели – роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности.

Источники и литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. – М. : Юрид. лит., 2009.
  2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09 октября 1992 г. № 3612-1) (ред. от 05. 12. 2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/d987f8aecdea90060f74c0c6bdfe46d28f528d7e/, свободный.
  3. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 01. 05. 2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=324065&fld=134&dst=100000 0001,0&rnd=0.4362060020899903#024125935226635575, свободный.
  4. Стратегия социально-экономического развития Нефтекумского района до 2020 года, утвержденная решением Совета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 12 мая 2009 года № 145 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://angosk.ru/attachm ents/article/929/strategiy_2030_izm.doc, свободный.
  5. Решение Думы Нефтекумского городского округа Ставропольского края первого созыва от 30 октября 2017 года № 39 «Об утверждении Устава Нефтекумского городского округа Ставропольского края» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.angosk.ru/index.php/vlast/duma-ngo-sk/normotvorchestvo-2/resheniya-dumy-ngosk/ustav, свободный.
  6. Постановление главы Нефтекумского городского округа Ставропольского края 22 августа 2018 г. № 5-пг «Об Общественном совете Нефтекумского городского округа Ставропольского края по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://angosk.ru/index.php/informatsiya/obshchestvennyj-sovet/2023-postanovlenie-glavy-ot-22-avgusta-2018-g-5-pg-ob-obshchestvennom-sovete-neftekumskogo-gorodskogo-okruga-po-provedeniyu-nezavisimoj-otsenki-kachestva-uslovij-okazaniya-uslug-organizatsiyami-v-sfere-kultury, свободный.
  7. Постановление администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 28 декабря № 3 «Об утверждении муниципальной программы Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Развитие культуры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://angosk.ru/attachments/article/445/3%20%D0%9C%D0%9F_%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B.doc, свободный.
  8. Распоряжение администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 18 января 2017 г. № 15-р «Об утверждении устава муниципального казенного учреждения культуры «Организационно-методический центр по обслуживанию учреждений культуры» Нефтекумского городского округа Ставропольского края в новой редакции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nefmcoyk.stv.muzkult.ru/charter, свободный.
  9. Белозерова, В. В. Сохранение народной праздничной культуры : историко-педагогический аспект / В. В. Белозерова, Е. И. Иванушкин // Образование и общество. –2015. – № 2.
  10. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бакалавров / И. А. Василенко ; Моск. гос. унт им. М. В. Ломоносова. – 5 – е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2013. – 495 с.
  11. Ватанина, Л. И. Сельское население региона в конце XX – начале XXI в.: социокультурный аспект / Л. И. Ватанина // Регионология. –2012. – № 4.
  12. Гнедовский, С. Культурная индустрия и управление развитием / С. Гнедовский // «600 параллель». – 2010. – № 4.
  13. Информация о деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nefmcoyk.stv.muzkult.ru/schedule, свободный.
  14. Организация культурно-досуговой деятельности : учебник / И. М. Асанова, С. О. Дерябина. – 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2013. – 191 с.
  15. Структура администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stavregion.ru/_/cms_page_media/52/str.ppt., свободный.