МБОУ «СШ № 6 имени Д.Т. Узденова»

Осуществление любой технологии невозможно без разработки соответствующего ее целям дидактического материала. Дидактический материал —  это особый тип наглядного учебного пособия, преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., раздаваемые учащимся для самостоятельной работы в классе и дома или демонстрируемые учителем перед всем классом. [1, с. 213] Применение инновационных технологий в образовательном процессе влечет необходимость пересмотра требований при разработке дидактического материала. Цель современных дидактических материалов – помочь обучаемому наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.

Таким образом, возникает необходимость в создании специальных дидактических материалов, содержащих развернутые комментарии всех сложностей, встречающихся при выполнении заданий, указывающие на затруднения в самостоятельной ориентации в теоретическом материале. В новых образовательных условиях дидактические материалы могут играть разную роль. Если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля. Система дидактических материалов должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение учащихся различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).

Для того, чтобы дидактический материал был эстетичным, увлекательным,  познавательным, проблемным и тем самым повышал мотивацию и познавательный интерес учащихся, необходимо выделить наиболее значимые принципы обучения, реализуемые при разработке дидактических материалов. К ним относятся следующие:

принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутого уровня учащихся);

принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

принцип познавательной мотивации;

принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

Для достижения хороших результатов обучения дидактические материалы должны обладать перечисленными ниже  качествами:

вариативность -когда учебный материал и виды деятельности разнообразны, интересны учащимся, процесс обучения проходит увлекательно и эффективно;

– обучение с опережением – по мнению Л.С. Выготского “только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой”. Учебный материал должен быть сложнее того, которым ученик может легко овладеть. Задания выполняются учениками самостоятельно, учитель может сориентировать, объяснить, показать.

– обучение с удовольствием – качество знаний учащегося зависит, в том числе и от того, насколько ему интересен и приятен сам процесс обучения. Задания выполняются не ради необходимости или хорошей отметки, а потому, что это интересно;

– развитие мыслительных способностей – учителю следует обращать внимание и на развитие таких мыслительных операций, которые делают учащихся более успешными и в изучении предмета – это анализ, синтез, умение выделять существенное, классифицировать полученные данные, развивать  исследовательские способности, умение решать проблемы, анализируя разные варианты и выбирая из них оптимальный вариант.

Выполнение перечисленных требований к созданию дидактического материала способствуют  привлечению внимания учащегося, поддержанию познавательного интереса, активизации его мышления, созданию побудительных мотивов к углубленному изучению того или иного вопроса.

Можно отметить следующее значение дидактического материала в условиях технологии интерактивного обучения:

образовательное:

– расширение понятийного аппарата;

– формирование знаний;

– формирование умений;

воспитательное:

– формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры общества; 

– самостоятельное овладение учащимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации.

развивающее:

– развитие навыков самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности;

– развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

– формирование навыков коллективной работы;

– развитие логического мышления, формирование умения обобщать и делать выводы;

– усиление мотивации обучения;

– активизация взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.

При осуществлении технологии интерактивного обучения могут быть использованы следующие виды дидактических материалов:

• Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)

•  Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.

• Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

• Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.

• Задания с проблемными вопросами.

• Задания на развитие воображения и творчества.

• Экспериментальные задания.

• Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы.

• Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.

• Алгоритм выполнения задания.

• Тесты с возможностью самоконтроля.

Осуществляя интерактивное обучение с использованием тренинго-игровых методов, при коллективной форме работы (групповая, парная), мы разработали дидактический материал, представляющий собой комплекты карточек с заданиями для деловых игр при изучении нового материала, комплекты карточек с заданиями при закреплении и обобщении изученного.

Уровень сложности предлагаемых заданий для парной и групповой работы усложняется от класса к классу. Приведем пример карточек с заданиями, начиная с первого класса.

В первом классе учителю достаточно трудно организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. Объясняется это возрастными особенностями первоклассников. Поэтому карточки, предлагаемые школьникам на этапе объяснения нового материала, направлены на создание «интриги», заострение внимания на изучаемой теме, они заставляют работать мысль, предполагать, догадываться. Такая деятельность учащихся создает оптимальные условия для последующего объяснения нового материла учителем. Приведем пример таких карточек, предназначенных для парной работы в первом классе по теме «Гласные звуки в ударном и безударном слогах, и их обозначение на письме».

Карточка 1.

Прочитайте. Зонт – з..нты´ Грач – гр..чи´ Гриб – гр..бы´ Прочитайте первое слово в первой строке. Куда падает ударение? Прочитайте второе слово. Куда падает ударение? Как вы думаете, какую букву надо вставить? Вставьте пропущенные буквы.

После выполнения учащимися задания, выслушиваются их варианты ответов и объяснения их выбора. Далее учитель продолжает объяснять новый материал, ставя проблемные вопросы, побуждая первоклассников рассуждать, выделять существенное. Затем вместе с учащимися выводится правило.

При традиционном уроке работа, которую учащиеся выполняют по карточкам в паре самостоятельно, выполняется фронтально вместе с учителем. Минус такой формы в том, что часть учащихся является просто слушателями, которые только фиксируют ход рассуждений учителя и активной части учащихся класса и усваивают уже готовые знания. В парной работе все учащиеся включены в процесс познания. Учебная деятельность первоклассников эмоционально окрашена, мотивирована. Этот эффект можно закрепить, проведя первичное закрепление нового материала в парах, используя приведенный ниже дидактический материал (карточка 2).

Карточка 2.

Вставьте пропущенные буквы в слова: Л..сной, в г..рах, с..ва, в..лна. Докажите правильность выбора, применяя правило. Оформите в тетради.

Обычно первичное закрепление проводится фронтально. Ученик выполняет задание у доски или комментирует с места. Выполнение первичного закрепления самостоятельно в парах основано на принципе доверия учащемуся. Учитель имеет возможность отследить, насколько понят новый материал, как учащиеся могут применять изученное правило. Учебная активность первоклассников находится на более высоком уровне, чем при фронтальной форме работы, все учащиеся включены выполнение задания.

Во втором классе степень самостоятельности учащихся на уроке повышается. Учащимся предоставляется возможность большую часть нового учебного материала усвоить самостоятельно. Для того, чтобы создать положительный эмоциональный настрой в классе, повысить мотивацию учащихся, усвоение нового знания можно осуществить с помощью игры «Лаборатория знаний».

Представляем дидактический материал к игре «Лаборатория знаний». Суть осуществления игры заключается в поэтапном выполнении заданий, приводящих к «открытию» нового знания. Задания выполняются в группах. Например, при изучении темы «Однокоренные слова»  (2 класс) группы получают следующие однотипные задания.

Карточка 3.

Блок заданий для группы № 1.

Главный вопрос: Как называются приведенные ниже слова? Малина, малинник, малиновый. Чтобы ответить на вопрос, выполните предложенные ниже задания.
Задание 1. Еще раз прочитайте слова. Найдите в них одинаковую (общую) часть. Подчеркните ее. Малина, малинник, малиновый. Запомните, эта общая часть называется корнем.
Задание 2. Имеют ли написанные слова общее значение? Если да, то поясните, как они связаны между собой? Можно ли эти слова шутливо назвать «родственниками»?  
Задание 3. Как вы думаете, как будут называться слова, которые имеют общее значение и один корень?
Попробуйте ответить на главный вопрос. Докажите свою точку зрения!

Карточка 4.

Блок заданий для группы № 2.

Главный вопрос: Как называются приведенные ниже слова? Сахар, сахарный, сахарница. Чтобы ответить на вопрос, выполните предложенные ниже задания.
Задание 1. Еще раз прочитайте слова. Найдите в них одинаковую (общую) часть. Подчеркните ее. Сахар, сахарный, сахарница. Запомните, эта общая часть называется корнем.
Задание 2. Имеют ли написанные слова общее значение? Если да, то поясните, как они связаны между собой? Можно ли эти слова шутливо назвать «родственниками»?  
Задание 3. Как вы думаете, как будут называться слова, которые имеют общее значение и один корень?
Попробуйте ответить на главный вопрос. Докажите свою точку зрения!

Подобные задания разрабатываются для других групп учащихся.

После проведенной дискуссии по выполненным заданиям, знания, полученные учащимися, обобщаются вместе с учителем, и выводится правило.

Подобные задания при изучении новой темы разрабатываются для учащихся 3-х и 4-х классов с учетом более высокого уровня самостоятельности школьников и сложности изучаемых тем.

При изучении в 3-ем классе темы «Разделительный твердый знак» учащиеся в группе с использованием тенинго-игровых методов выполняют следующий алгоритм, представленный на карточках.

Карточка 5.

Главный вопрос: В каких словах пишется ъ? Первая часть исследования Чтобы ответить на этот вопрос выполните следующее исследование: 1)Внимательно прочитайте и спиши следующие слова. Разберите их по составу. Выезд, переезд, проезд. Объезд, подъезд, въезд. 2)Сравните приставки в словах первой и второй строчек: на какую букву оканчиваются приставки – гласную или согласную?: В первой строчке приставки оканчиваются на …… Во второй строчке приставки оканчиваются на …… 3)Какой вывод уже можно сделать? Еще раз внимательно посмотрите на слова второй строчки, на состав слова, на последнюю букву в приставке и ответь на вопрос: Разделительный ъ пишется … Вторая часть исследования 1)От слов ел, ясный, ёж образуйте однокоренные слова с помощью приставок с- или об-. Слова должны отвечать на вопрос что сделал? 2)Напишите слова. После приставки с- или об- пишите твердый знак. 3)Выделите приставки. Подчеркните первую букву корня. 4) Внимательно посмотрите на слова и ответь на вопрос: Перед какими буквами пишется ъ? А теперь ответьте на главный вопрос: В каких словах пишется ъ?  

В 4 классе интеллектуальное развитие младших школьников выходит на новый качественный уровень, повышается степень самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Это позволяет учителю усложнить процесс получения новых знаний. Рассмотрим, например, как происходит исследовательская деятельность учащихся при изучении в 4-ом классе темы «Изменение глаголов прошедшего времени по временам». Учитель предлагает задание по следующим карточкам (они одинаковы для всех учащихся).

Карточка 6.

Главный вопрос: Как изменяются глаголы прошедшего времени? Прочитай приведенные столбики слов, перепиши их в тетрадь. Он  читал       пел Она читала    пела Оно читало    пело Выдели окончание. Сравни глаголы. Ответь на главный вопрос, обращая внимание на личные местоимения, окончания глаголов: Глаголы прошедшего времени изменяются по …

Класс разбивается на группы для выполнения задания. Отличием от групповой работы в третьем классе является то, что одинаковые карточки получают все учащиеся и выполняют задание самостоятельно. Результаты самостоятельной исследовательской деятельности обсуждаются вначале в группе, затем в классе (между группами). Вместо карточек учитель может предложить то же задание на экране, используя компьютер.

Групповую и парную формы работы по карточкам мы также проводим и при закреплении изученного материала. Приведем пример таких карточек.

Карточка 7.

Тема: «Слова, которые  обозначают  предметы, признаки  предметов, действия  предметов» (1 класс)

ЗаданияСамостоятельный  выборВыбор пары
1. Выбери слово, которое отвечает на вопрос  КТО?: а) пушок            б) Пушок           в) кот  
2. Укажи слово, которое отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?: а) ловит          б) кормят           в) напишут  
3. Выбери слово, которое отвечает на вопрос  КАКОЙ?: а) синий          б) синева       в) синеет  
4. Найди слово, противоположное по значению слову высокий: а) короткий           б) маленький         в) низкий  
5. Выбери слово, которое обозначает предмет: а) мацепусенький         б) цурипопик       в) трямкнул  
6. Выбери слово, которое обозначает действие предмета: а) лечь       б) печь         в) речь  
№ задания123456
Верный   выборБ, ВБАВБА, Б

Как при изучении нового материала, так и при первичном закреплении изученного выполнение заданий может проходить в игровой форме.

Использование предложенного в исследовании дидактического материала осуществляется на отдельных отрезках урока и не заменяет работы с учебником, которая должна иметь место на каждом уроке русского языка.

Литература:

  1. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2003. – 432 с.