Карачаево-Черкесского государственный университет, Карачаевск

Развитие человеческого общества невозможно без грамотно построенного взаимоотношения с окружающей средой, т.к., человеческая цивилизация в 21 веке в сильнейшей зависимости от использования природных ресурсов, а это, следовательно, влияет на природу, возвращаясь в виде глобальных проблем экологического характера из-за неразумного, а подчас, хищнического отношения к природе. Конец 20 века характеризовался ростом социальных противоречий, проблемой урбанизации, перенаселения, войны и мира, ухудшением экологической ситуации. Наша планета никогда ранее не подверглась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывала на рубеже 20-21 вв. Таким образом, современная экологическая ситуация в мире и нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологической деятельности. Основные принципы экологического воспитания и образования:

-всеобщность и непрерывность;

-интеграция (вертикальная и горизонтальная) формальных и неформальных воспитательных и образовательных культур;

-гуманизация, ориентация на развитие социально – активной личности, экологического сознания мышления и культуры.

Многоаспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологического образования, его основные принципы: междисциплинарный подход к формированию экологической культуры школьников; системность и непрерывность изучения учебного материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности обучающихся по изучению и улучшению окружающей среды, связь глобальных, региональных и краеведческих экологических проблем.

Первые представления детей о природе закладываются в семье и в детском саду, где они  получают конкретные представления о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой и т. д. В начальной школе (1–4 классы) важнейшую роль в процессе экологического воспитания играет изучение учебного предмета “Окружающий мир”. В основной школе (5–9 классы) экологическое воспитание обучающихся осуществляется в ходе преподавания таких учебных предметов, как окружающий мир, природоведение, биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и другие. На ступени старшей школы (10–11 классы) экологические знания обучающиеся получают в ходе более углубленного изучения таких учебных предметов, как биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и др.

В зависимости от учебного плана образовательного учреждения экологию можно изучать как отдельный учебный предмет (приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322 “Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации”) или на профильном уровне (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования”). Учитывая большое социальное значение экологической подготовки школьников, многие образовательные учреждения за счет часов вариативной части базисного учебного плана (часов регионального (национально-регионального) и школьного компонентов) ввели отдельные курсы экологической направленности, а также организовали работу кружков и секций во внеурочное время.

Учебно-методическое обеспечение по специальностям осуществляют учебно-методические советы и комиссии образовательных учреждений высшего профессионального образования: например, наш профессорско-преподавательский состав кафедры Естествознания и методики его преподавания Педагогического факультета Карачаево – Черкесского государственного университета разработал в данном направлении программы и методическое обеспечение, по которым успешно проходит обучение.

Основанием для регулирования правоотношений в сфере экологического образования является федеральный закон «Об охране окружающей среды». Закон устанавливает организацию и развитие системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры в качестве обязательного принципа, реализуемого органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду. Таким образом, законодатель установил не только обязательность экологического образования и воспитания, но и его связь с деятельностью, которая может оказать влияние на окружающую среду.

          Таким образом, государство обязано обеспечить качество и доступность соответствующих образовательных услуг, в том числе, путем, установления образовательных стандартов, материальной, организационной и информационной поддержки программ экологического образования.

Список использованной литературы

  1. Маринченко А.В. Приоритет экологическому образованию: М.: Феникс, 2008. – 358 с.
  2. Тихомирова Л.А. Экологическое право: М.: ИНФРА-М, , 2008. – 598 с.
  3. Черников В.В. Проблемы развития экологического права: М.: Норма, 2007. – 331 с.
  4. 4. Б. Муртазалиева «Вести республики» №113, 9 августа 2007 г.
Login