СОШ №1, с. Курчалой, Россия

 

 Современная российская школа одной из своих главных задач считает повышение эффективности образования.

Новые направления в образовательной деятельности, разумеется, должны учитывать все возрастающее воздействие компьютерных технологий, связанных сегодня со всеми сферами человеческой деятельности, на каждого человека и общество в целом. Глобальное информационное пространство, способствуя распространению в обществе информационных потоков, оказывает огромное влияние на компьютеризацию образования.

Современные информационные технологии стали важной частью процесса обучения и воспитания школьников. Убедительным примером признания важности внедрения в учебную, административную, профессиональную педагогическую деятельность новых информационно-коммуникационных технологий являются, например, такие документы Министерства образования, как

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации»;
  • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29.05.2014 №785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».

Информатизация образования стала приоритетным направлением в различных федеральных программах, решающих актуальные задачи развития инфраструктуры единого образовательного пространства не только в каждом городе и регионе, но и стране в целом. Разрабатываются электронные образовательные ресурсы по всем дисциплинам учебного плана общеобразовательной школы, создаются условия для повышения квалификации педагогов в области внедрения информационных и коммуникационных технологий в организацию учебного процесса, практику управления образовательными учреждениями.

Следует отметить, что в работах Д.Ш. Матроса, И.Г. Захаровой, Б.П. Сайкова, Е.С. Полат и целого ряда ученых и педагогов-практиков отстаивается мнение, что в обучении информационные технологии использовались всегда. Безусловно, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. Значит, утверждают сторонники этой точки зрения, любые педагогические технологии в той или иной мере являются информационными. Однако мы будем рассматривать, как на современном этапе (последние 15-20 лет) новые информационные технологии используются в образовательном процессе [1:59].

Главным условием внедрения в образовательных учреждениях современных информационных технологий является создание информационной среды, особенностью которой является наличие 3 компонентов:

  • программно-аппаратной организации информационной среды;
  • учебно-методического наполнения ее информационного ресурса;
  • организации деятельности педагогического коллектива в самой среде.

Стремление к самообразованию, умение находить и эффективно использовать все доступные источники информации являются одним из ресурсов образования не только для воспитанников образовательных учреждений, но и педагогов и управленцев. Внедрение современных информационных технологий в образовательную деятельность должно сочетаться с обеспечением доступности для обучающих и обучающихся всех существующих информационных ресурсов, их концентрацией и развитием с учетом инфраструктуры образовательной системы, потребностей субъектов образования.

Гуманистическое, развивающее, личностно-ориентированное образование диктует новые требования к принципам и приемам психолого-педагогического сопровождения информационных технологий в образовательной деятельности. Педагог, разумеется, должен учитывать это, внедряя в свою практику информационные технологии.
В современном образовании компьютер рассматривается как один из вспомогательных инструментов обучения. Он, бесспорно, увеличивает интеллектуальные возможности школьника, расширяет кругозор, влияет на мировоззрение, облегчает поиск и систематизацию новой информации, становится для многих проводником в виртуальную жизнь. Однако компьютер не способен полностью моделировать межличностную коммуникацию преподавателя и обучающегося, отношения сотрудничества и наставничества, невербальные элементы человеческого общения (взгляд, жест, интонация и др) [1:112].

В трудах многих ученых рассматривались различные дидактические проблемы компьютеризации обучения. Примером могут служить работы А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, И.В. Роберт. Методические аспекты использования современных информационных технологий рассматриваются в трудах Б.С. Грушинского, Е.И. Машбица. Психологические проблемы использования и внедрения в образовательный процесс достижений современной компьютерной техники были изучены в трудах О.К. Тихомирова.

Пользуясь Интернетом, школьник может изменить стиль обучения: он сам знакомится с различными точками зрения на проблему, сам формирует свое мнение.

Используя в образовательной деятельности современные информационные технологии, педагог должен показать обучающимся неуместность переоценки их возможностей. Это явится средством профилактики таких отрицательных явлений в работе ИКТ, как компьютерная тревожность и «компьютерный стресс», изученные в работе А.М. Боковикова. Система «компьютер – человек» должна быть мощным средством активизации познавательной деятельности обучающихся.
Конечным результатом обучения должно стать умение обучающихся применять компьютер в качестве инструмента решения различных задач, средства не только коммуникации, но и организации деятельности.
Применяя ИКТ, педагог должен учитывать происходящие в обществе изменения, насущные задачи модернизации образования в России, требования к выполнению основных направлений федеральной и региональной политики в сфере образования [3:215].

Выбор образовательной технологии при изучении конкретной темы или модуля, бесспорно, должен соответствовать целям обучения, особенностям учебного материала и конкретной аудитории. В этом случае процесс обучения станет более динамичным и будет способствовать росту познавательной активности школьников.

Личностно-ориентированную технологию (метод проектов) я использую в своей работе более двенадцати лет. Ее актуальность обусловлена требованием для динамического развития российского общества, сформировать независимую личность, быстро ориентирующуюся в изменяющемся мире. Проектная деятельность позволяет развивать у школьников такие ключевые компетентности, как технологическую, коммуникативную, информационную, познавательную и другие. Чаще всего целью использования небольших учебных проектов является закрепление пройденного либо знакомство с новым учебным материалом. Большинство презентаций, подготовленных школьниками, выполняется в среде MS Power Point или с использованием Интернет-технологий. Это стимулирует желание учащихся узнавать что-то новое для себя, повышает мотивацию к изучению предмета. При органичном сочетании с классно-урочной системой обучения данная методика помогает закреплять практические навыки обучения и расширять межпредметные связи [5:299].

За последнее время в сети Интернет собрано и классифицировано большое количество материалов, относящихся к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР). Презентации, видеоролики, электронные приложения к учебникам способствуют сокращению времени на подготовку наглядных материалов к занятиям и позволяют в компьютерном классе, подключенном к глобальной сети, обеспечить доступ для каждого из обучающихся к каким-либо материалам, связанным с темой урока.

На мой взгляд, не требует доказательств важность использования компьютерных тестов при подготовке школьников к ОГЭ и ЕГЭ. Благодаря этому виду работы, педагог за короткое время проводит диагностику результатов обучения.

Как показывает практика, использование ИКТ намного эффективнее традиционных способов организации и анализа информации. В программах MS Excel и MS Access удобно хранить результаты тестирования учащихся, что повышает эффективность обучения.

Современные информационные технологии – важный фактор интенсификации процесса обучения. Подключив компьютер к проекционному оборудованию, учитель может избежать необходимости многократно повторять нужный для записи или запоминания материал. Это позволяет проконтролировать, как записывается материал каждым учеником, а также иногда сделать плавный переход к новой части урока.

Использование современных образовательных технологий помогает учителю повысить рост мотивации и познавательной активности обучающихся. Игры, ребусы, викторины, кроссворды позволяют использовать эмоциональную память, стимулируют творческую и познавательную активность, что положительно сказывается на результатах обучения.

В настоящее время педагогам следует уделять особое внимание не только использованию информационно-коммуникационных технологий, но и их сочетанию с здоровье-психосберегающими методами и приемами.

 

Литература

 

  1. Матрос Д.Ш. Информационная модель школы. – М.: Педагогическое общество России, 2014. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В. С. Кукушина.
  2. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика, 2011.
  3. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2015.
  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2014.
  5. Тихомиров O. K. Психологические последствия компьютеризации / Человек и компьютер. – М., 2012.