Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

В настоящее время система образования в России характеризуется глубокими противоречиями. Во-первых, наблюдается явный дисбаланс между состоянием и развитием бюджетного и платного образования на всех его уровнях. Во-вторых, происходит коренное изменение структуры спроса на различные образовательные услуги. В-третьих, существует потребность в квалифицированных специалистах в области современных маркетинга и менеджмента. Именно в этих условиях ставится проблема развития образовательного менеджмента.

Российские экономические реалии остро ставят специфические проблемы, связанные с процессом адаптации системы образования к условиям рыночной экономики. Во многом происходящий процесс трансформации объективно обусловлен сменой индустриальной цивилизации постиндустриальной, т.е. по существу социально-ориентированной рыночной экономикой. В программном исследовании «Россия-2015: оптимистический сценарий» Института экономики РАН, подготовленном под руководством академика Л. Абалкина, в качестве основной рассматривается следующая цель – создание информационно-индустриальной, многосекторной, социально-ориентированной рыночной экономики, которая сделает возможным переход к высоким стандартам качества жизни и среды обитания, обеспечивающим внутреннюю устойчивость российскому обществу.

В разрабатываемых в настоящее время концептуальных подходах к осуществлению уже начатых и планируемых преобразований, в ряд ведущих закономерно выдвигается проблема коренного реформирования всей системы управления образованием. В свете гуманистической парадигмы образования управленческая деятельность педагога приобретает новые качественные особенности. Традиционное управление, основанное на субъект – объектных отношениях, переходит в управление, основанное на субъект – субъектных отношениях и предоставляющее обучаемым возможность равноправного взаимодействия с педагогом в решении проблем их жизнедеятельности в образовательном учреждении. Эти процессы давно уже стали предметом изучения в зарубежной педагогике, особенно американской, откуда и проник в отечественное образование термин “педагогический (или образовательный) менеджмент”, основная идея которого состоит в том, что педагог становится организатором, советчиком, “тренером, а не ментором” в процессе обучения, воспитания и развития. Это порождает новую научно-практическую задачу по подготовке менеджеров образования для управления образовательным учреждением в новых экономических условиях.

Реакция сферы образования на острый дефицит квалифицированных менеджеров адекватна: в последнее время появились многочисленные структуры в государственных и негосударственных вузах и разнообразных коммерческих центрах, ориентированные именно на подготовку новых специалистов в этой области. Однако пока это не решило проблемы кадрового обеспечения образовательной сферы и активизации инновационных процессов. Профессиональная деятельность менеджера образования может рассматриваться как видовая категория, содержащая в себе специализированную трудовую деятельность, требующую конкретной подготовки и реализуемую на соответствующем уровне мастерства. Развитие данного уровня осуществляется непрерывно, в системе организованного обучения и в рамках самообразования.

Управленческое решение менеджера образования представляет собой план ликвидации, разрешения проблемы, творческое, волевое действие менеджера на основе знания объективных законов функционирования системы образования и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы, способов деятельности педагога по решению проблемы. Руководитель образовательного учреждения должен стремиться поддерживать устойчивую тенденцию к принятию оптимальных управленческих решений по развитию образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.

Экономические изменения в стране отразились и изменили процесс управления учебными заведениями. Элементом школьного руководства становится эффективное управление образовательным учреждением, оценивание труда и продуктов педагогической деятельности в рыночных условиях, в условиях различных форм альтернативного, коммерческого образования.

Поворот к рыночным отношениям ведет к коммерциализации деятельности образовательных учреждений, учебные заведения становится активными субъектами экономических отношений. Учитывая возрастающую конкуренцию на рынке образовательных услуг, необходимость поиска новых источников финансирования и повышения эффективности использования средств, встает вопрос о применении инструментария маркетинга в деятельности менеджера образования. В теории классического маркетинга товаром признается всё, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью приобретения, использования или привлечения внимания. Основным направлением деятельности учебного заведения является предоставление образовательных услуг. Образовательные услуги могут рассматриваться как экономические блага, на производство которых расходуется живой труд работников образования и материальные ресурсы общества. Важен вопрос о форме, в которой предоставляются услуги. Вуз предоставляет не разрозненные услуги в форме лекций, семинаров и т. п., а некий комплекс услуг, объединенный единой задачей и обеспеченных соответствующими ресурсами. Образовательная программа, таким образом, является основным продуктом высшего учебного заведения и разрабатывается для того, чтобы удовлетворить потребность в образовании. Образовательное учреждение выходит на рынок с образовательными программами по определённой специальности, включающей определённое содержание, определённую организацию учебного процесса, систему управления этим процессом и систему его методического, материального кадрового обеспечения.

Развивающиеся экономические процессы в образовании определяют систему региональных рынков образовательных услуг, которая включает в себя: потребительский рынок, рынок средств производства образовательных услуг, рынок кредитно-финансовых ресурсов и ценных бумаг, рынок труда, рынок информации и знаний, рынок образовательных услуг и т.д. Сущность маркетинга образовательных услуг составляет максимальный учет и удовлетворение потребностей заказчиков. Отдельного человека в получении образования, предприятия и организации в квалифицированной рабочей силе, общество в расширении воспроизводства совокупного личного потенциала.

Маркетинговые исследования способствуют обеспечению, во-первых, связи между продавцами и покупателями образовательных продуктов. Во-вторых, надежную диагностику происходящих процессов (например, изменение реального спроса на образовательные услуги, ситуацию в сфере образования, зависимость профессиональной карьеры от образования и т. д.). Содержание маркетинговой деятельности образовательного учреждения составляют следующие элементы формирование маркетинговой стратегии: маркетинговый анализ среды образовательного учреждения (его конкурентов, клиентов, услуг), анализ наиболее приемлемых для данного вуза форм и методов маркетинговой деятельности, оценка эффективности процесса.

Исследованию развития рынка образовательных услуг, проблемам маркетинга в сфере образования посвящены работы следующих ученых: И. Е. Артемьева, Ю. С. Васильева, С. В. Викторова, А. А. Воронина, В. В. Глухова, Е. Н. Жильцова, И. В. Зайцевского, У. Г. Зуннурова, Л. С. Карповой, И. И. Кретова, Л. С.Латышевой, И. Н. Молчанова, А. П. Панкрухина, Л. И Уханова, Н. В. Ушаковой, В. В. Чекмарева, В. П. Щетинина, Н. А. Хроменкова и др.

Исходя из имеющегося практического опыта, можно сделать вывод, что основными функциями маркетинга образования являются маркетинговые исследования и маркетинговые коммуникации. Анализ предложения на книжном рынке показал, что книг, посвященных продвижению практически в два раза больше, чем книг, посвященных маркетинговым исследованиям. Что же касается книг по маркетингу образования, то они составляют порядка 1% от книг по маркетингу вообще. Причем на сегодняшний день практически не исследован вопрос о формировании системы показателей, характеризующих рынок образовательных услуг.

В связи со всем вышесказанным, хотелось бы подробнее остановиться на вопросе целесообразности использования маркетинговых исследований в области образования. Вместе с высокими темпами развития образовательного рынка, появления новых форм оказания образовательных услуг, определяющих надобность исследования, существуют два момента, усиливающие необходимость более глубокого изучения рынка образовательных услуг: это отставание России по количеству студентов на 10 000 человек населения и обострение конкуренции между ВУЗами и другими образовательными организациями. Такое положение говорит о необходимости разработки новых подходов и направлений совершенствования организационно–экономического механизма функционирования рассматриваемого рынка. Поэтому возникает научная и экономическая задача глубокого исследования современного этапа развития и тенденций на рынке образовательных услуг.

Для комплексного решения данной задачи, в целях обобщения большого объема работы по диагностике позиции образовательного учреждения, а также получения содержательной и наглядной картины состояния и тенденций развития образовательного учреждения и образовательного рынка, возможно использование метода SWOT–анализа.

В рамках SWOT–анализа необходимо осуществлять активное изучение внешних конкурентных преимуществ образовательного учреждения с помощью следующих методов:

  1. Анализ потенциальных потребителей с целью сегментации по признакам, определяющим степень заинтересованности в образовательных услугах, отношения к ценам, ассортименту образовательных услуг, выявления целевых сегментов, их типологии, ранжирования по приоритетности освоения учебным заведением:
  • мониторинг спроса на образовательные услуги: анкетирование на крупных и средних предприятиях, в техникумах, школах с целью выявления и анализа потребности в образовании, мотивации и эластичности предъявляемого спроса;
  • опрос посетителей образовательного учреждения (например, посетителей Информационного центра);
  • опрос посетителей выставок, посвященных теме образования;
  • опрос посетителей Дней открытых дверей, проводящихся в образовательном учреждении;
  • анализ социальных перемен с целью отслеживания емкости и динамики макрорынка образовательных услуг.

  1. Анализ востребованности выпускников в разрезе специальностей:
  • дифференцированное анкетирование студентов (о практической значимости учебных дисциплин, ассортименте пожеланий, проблемах трудоустройства, о том, как узнали о специальности и почему поступали в это образовательное учреждение) в разрезе: всех, работающих, выпускников настоящих и прошлых выпусков.
  1. Изучение рынка труда с целью анализа ситуации на рынке труда, определения наиболее востребованных профессий, выявление требований предъявляемых работодателями к кандидатам:

  • мониторинг рынка труда;
  • опрос предприятий–работодателей.
  1. Изучение конкурентной среды с целью лучшего позиционирования образовательного учреждения в системе аналогичных учреждений (на базе сегментации учебных заведений и определения нужного диапазона):
  • мониторинг конкурентов с составлением карты конкурентных позиций;
  • мониторинг конкурентов в части учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
  • анализ рейтингов образовательных учреждений;
  1. Анализ зарубежного и отечественного опыта на рынке образовательных услуг.
  2. Анализ правовой базы (систематический и комплексный).
  3. Изучение внутренних конкурентных преимуществ включает в себя:
  • Опрос преподавательского состава с целью выявления отношения преподавателей к уровню образования в образовательном учреждении и анализ эффективности маркетинговой деятельности образовательного учреждения.

Результаты, полученные в ходе этих исследований, ложатся в основу SWOT– анализа, который помогает ответить на следующие вопросы:

– использует ли образовательное учреждение внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии?

– являются ли слабые стороны образовательного учреждения его уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства?

– какие благоприятные обстоятельства дают образовательному учреждению реальные шансы на успех при использовании его квалификации и доступа к ресурсам?

– какие угрозы должны беспокоить больше и, какие стратегические действия нужно предпринимать образовательному учреждению для лучшей защиты?

Особое значение имеет идентификация отличительных преимуществ учреждения. Это важно для формирования стратегии, так как уникальные возможности дают образовательному учреждению шанс благоприятного существования на рынке образовательных услуг, создают конкурентные преимущества на этом рынке, потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии.

Описанные в статье потребность нового формата образовательных кадров, предпосылки, экономические условия и т.д. идут в неразрывной связке с необходимостью исследований на высоком профессиональном, а главное современном уровне для реализации полноценного представления об образовательном менеджменте. Менеджер образования должен быть подготовлен к осуществлению управленческой, психолого-педагогической, финансово-экономической, информационно-аналитической, проектно-исследовательской, административно-хозяйственной и инновационной видов деятельности.

Login