Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

Повышение роли человеческого фактора в различных сферах жизни и деятельности общества обусловливает усложнение требований, предъявляемых к уровню профессионализма выпускников вузов. Повсеместно наблюдается спрос на высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной профессиональной деятельности, искать пути и средства самореализации в условиях практической, самостоятельной работы. Многие из работодателей отмечают низкий уровень готовности будущих специалистов к выполнению профессиональных функций, нестандартному решению производственных вопросов.

Недооценка научного подхода к решению профессиональных задач, не всегда должная готовность к научной работе и владения ее методикой будущими работниками позволяет прийти к выводу о том, что в подготовке кадров все еще не полностью используется потенциал научно- исследовательской деятельности. Одним из важнейших условий подготовки мобильных специалистов является интеграция в процессе обучения двух видов деятельности – научной и образовательной. В период становления информационного общества происходит:

– вхождение научных достижений в повседневную и обыденную жизнь; – наука и научные методы стали неотъемлемой частью многих традиционных специальностей;

– вхождение научной деятельности в качестве «функциональной обязанности» рядовых специалистов во многих профессиях;

– невозможность эффективного карьерного роста без использования научных методов обработки информации и принятия профессионально важных решений и др. Следовательно, овладение опытом исследовательской деятельности для современного специалиста означает развитие «…способностей, позволяющих легко приспособиться к окружающей среде, воспользоваться её выгодами и преимуществами и устроить себе комфортную и обеспеченную жизнь» [2]. Действительно, повседневная практическая деятельность человека «… сродни научному творчеству». Прежде чем выполнить любой вид деятельности, человек прогнозирует и проектирует цель, продукт, технологию и следствия. Поэтому опыт исследовательской деятельности востребован в практической жизни, особенно в ситуациях, характеризующихся неопределённостью и непредсказуемостью, когда приходится действовать не по готовым алгоритмам а, сталкиваясь с новыми условиями, принимать нестандартные решения и прогнозировать их последствия. Занятия наукой содействуют формированию основных компонентов готовности будущих специалистов к профессиональной мобильности. Не случайно, научно-исследовательские компетенции, лежащие в основе познания окружающего мира, исследования его объектов, явлений и процессов, входят, в соответствии с ФГОС, в число общих компетенций, которые особенно актуальны в ситуации множественного выбора, динамики перемен, многочисленных проблем свойственных современной действительности [4]. Они рассматриваются как важнейшие способности человека к самостоятельному познанию, к разрешению проблем, к оптимальному выбору стратегий поведения и деятельности. Поэтому базовыми компонентами научной деятельности должен овладеть каждый, что бы стать «творцом» своей жизни.

При различных подходах формирования интереса к научно-исследовательской деятельности, [3; 6] можно выделить инвариантную основу, в состав которой входят следующие умения:

– формулировать проблему исследования;

– ставить цели и задачи исследования;

– определять объект и предмет исследования;

– выдвигать гипотезу исследования и предлагать пути её проверки, отличать гипотезы от научных теорий;

– выбирать и использовать методы исследования;

– работать с информацией (находить информацию и критически ее оценивать; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию; различать в информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории, аргументы и выводы);

– выполнять наблюдения, измерения, описания, эксперименты, ана- лизировать явления;

– делать выводы на основе экспериментальных данных;

– дискутировать и отстаивать свою точку зрения.

 Для успешного формирования научно-исследовательских компетенций необходимо:

 – привлечение студентов к активной научной работе на ранних этапах обучения;

– участие студентов первых курсов в работе научных семинаров, научных конференций преподавателей, что способствует погружению в научно- исследовательскую деятельность с первых дней обучения;

– предоставление возможности студентам осуществления научных исследований не только по профилю выбранной специальности, но и по другим профессиональным областям.

Научная работа не является самоцелью. Навыки, полученные в ходе освоения подобных курсов, служат основой дальнейшей учебно-профессиональной деятельности студента, что крайне важно при формировании готовности к профессиональной мобильности. Большинство студентов воспринимают свое участие в исследовательской работе как подготовку к будущей практической деятельности. Поэтому большинство исследований, лежащих в основе выполнения курсовых и дипломных работ, носят практико-ориентированный характер. Это позволяет выбирать тематику этих работ в контексте проблем города, региона.

 Организация научно – исследовательской работы опирается на следующие положения:

 – это важнейшее средство повышения качества подготовки специалистов, способных к профессиональной мобильности в социально-экономических условиях информационного общества.

– это одно из основных компонентов системы содействия формированию и развитию готовности к профессиональной мобильности. – это возможность развития новых методических подходов, организационных форм, использования новых стимулов, накопления, анализа и внедрения практического опыта.

 – это один из компонентов образовательного процесса, который способствует повышению образовательного уровня специалистов и их конкурентоспособности при трудоустройстве. Общими принципами организации научно-исследовательской деятельности (студентов могут быть:

– НИДС выполняется в кружках студенческого научного общества (СНО), которые функционируют при кафедрах (отделениях, методических объединениях).

 – Темы НИДС могут быть связаны:  с углубленным изучением отдельных разделов лекционного материала; разработкой компьютерных программ и использованием их в учебном процессе для совершенствования преподавания общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин; с тематикой работ кафедры (отделения, методического объединения), возможен также вариант, когда студент сам предлагает тему своей работы.

В качестве основных направлений организации научно-исследовательской деятельности студентов можно сформулировать следующее:

– повышение качества учебного процесса за счет совместного участия студентов и преподавателей в выполнении различных видов НИР;

– участие студентов в исследованиях;

– развитие у студентов способностей к самостоятельным суждениям и выводам;

– повышение результативности НИДС;

– активизация участия преподавательского состава в организации и руководстве НИДС.

Исследовательская деятельность студентов может осуществляться на двух уровнях:

  • учебно-исследовательская деятельность в ходе аудиторных и внеаудиторных занятий, предусмотренная учебным планом, программами учебных дисциплин. К данному уровню исследований также относится выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ;
  • исследования, осуществляемые в рамках Научного студенческого общества. Данные исследования осуществляются на основе разработанных исследовательских программ.

Задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы сократить период адаптации студентов к учебно-исследовательской и научной работе. Решение этой задачи возможно в том случае, если с первых дней пребывания в техникуме, колледже студент будет активно участвовать в разнообразных формах научной работы, проводимых кафедрами (отделениями, методическими объединениями). На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что научно- исследовательская деятельность – это сложный компонент учебной работы, который включает в себя совокупность мотивационной сферы студента, обеспечение которой берет на себя педагог, методов и форм научного познания, необходимых для полноценного исследовательского процесса. Для этого в образовательном учреждении должна быть создана образовательная среда, направленная на развитие познавательного интереса и самостоятельности студентов. Вся деятельность по организации научной работы студентов должна носить системный характер и решаться на основе системного подхода. Конечным результатом учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении является, конечно же, формирование личностных качеств студента, его мотивации, рефлексии и самооценки.

Login