ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»

бакалавр 3-го года обучения факультета физической культуры

 

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, возможность двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Дети до 3 лет обычно отличаются повышенной возбудимостью и неустойчивостью эмоциональных состояний: они очень подвижны, но быстро устают от однообразных движений, не могут долго без перерыва ходить или бегать. Поэтому чрезмерно активных детей необходимо сдерживать: не разрешать им висеть на руках, прыгать с большой высоты; переключать их на более спокойные игры. Постепенно изменяется и содержание игр. Дети вначале выполняют движения по указанию взрослых. Например, изображают курочку или птичку – «клюют зернышки», «летают». В 3 года дети начинают заменять подражание действиям взрослых различными «изобразительными» играми, или играми «по ролям»: они играют в дочки-матери, изображают докторов, продавцов, водителей, поваров и проч. Дети не только повторяют знакомые им действия, но и активно воспроизводят увиденное. Увеличивается продолжительность игры, сюжет ее становится разнообразнее и понятнее. В дальнейшем игра еще более усложняется, в ней появляются 3 роли: например, один изображает – овцу, другой – волка, третий – пастуха.

Очень полезны самостоятельные подвижные игры с разнообразными игрушками; можно объединять детей по двое, трое. Действия ребенка обычно определяются видом игрушек. Например, с флажками, обручами необходимо бегать; игрушки-каталки, машины – возить; мячи – катать, ловить, бросать. Дети охотно играют с такими игрушками. Однако в самостоятельных играх дети не сразу могут проявлять активность и инициативу; движения их однообразны, ограничены. А вот в играх с заданием взрослого действия детей приобретают целенаправленный характер: они, несколько раз повторяя движения, закрепляют двигательные навыки, развивают подвижность, ловкость, сноровку.

Очень важно руководить игрой детей даже тогда, когда малыши занимаются сами. Игру одних нужно усложнить; других следует научить доводить начатое до конца; с третьими желательно поговорить во время игры, если они играют молча.

Часто в самостоятельных играх дети делают неправильные и даже вредные движения: спрыгивают со скамейки или бревна с опорой на всю стопу, почти на прямые ноги; бегают, отталкиваясь всей стопой от земли. В таких случаях используются различные приемы: взрослый сам включается в игру; подсказывает детям какой-нибудь близкий и понятный образ, которому они могли бы подражать (как мягко прыгает кошка, как тихо летают птички).

Первые игры, которым надо обучать детей, не имеют определенного сюжета и правил. Ребенок просто выполняет простые и интересные задания: подходит и берет игрушку; подбегает к взрослому и смотрит, что спрятано у него в руке («Возьми флажок», «Беги ко мне», «Найди флажок») Надо соблюдать определенную последовательность в разучивании игр. Например, игра «Догони меня» проще, чем «Догоню тебя». В первом случае ребенок сам догоняет взрослого; во втором в игре уже появляется опасность быть пойманным, и ребенку приходится затрачивать большие физические усилия.

Постепенно игры должны становиться богаче и разнообразнее по содержанию, включать более сложные задания. Если вначале ребенок бежит за игрушкой в своем темпе, то по мере усвоения игры темп ему уже задается взрослым.

Человеческая речь помогает творческому развитию содержания игры, обогащению игр правилами и тактикой, передаче опыта игр, созданию новых игр. Речь помогает обучить игре, руководить игрой, направляя поведение участвующих в процессе игры. Речь дает возможность мыслить человеку отвлеченно и делать обобщения, помогает создавать свои образы, творчески обогащать игру.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние умственное развитие ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета – он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет – заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете.

Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок начинает мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане.Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже необязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Элементы учения вводит взрослый, они не возникают непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться играя – к учению он относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себяовладеваетэлементарными учебными действиями. У дошкольника появляется желание учиться, и складываются первоначальные умения.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже необязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Элементы учения вводит взрослый, они не возникают непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться, играя, – к учению он относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. У дошкольника появляется желание учиться, и складываются первоначальные умения.

Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры); усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают); изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки); сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный); провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами); усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.) [4,10,16,17,23,24].

Литература:

 

  1. Засыпкина Л.И. Ребенок в детском саду. Планирование физкультурно- оздоровительной работы / Л. Засыпкина, Т. Солдатенкова, А. Шестова //Дошкольное воспитание. – 2004.- №2. – 3-7.
  2. Караманова Л.В. Пути повышения эффективности подвижных игр // Дошкольное воспитание. – 2006. – №11.
  3. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 7. – с. 8-11.

 

Под руководством старшего преподавателя кафедры спортивных дисциплин факультета физической культурыХубиева Х.А.