ФГБОУ ВО “КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ У.Д. АЛИЕВА”

С каждым годом возрастает роль самообразования в подготовке высококвалифицированного специалиста, испытывающего потребность в повседневном систематическом расширении общих и профессиональных знаний, что предполагает формирование готовности студента к самообразованию в вузе.

В результате теоретического и практического исследования мы пришли к следующим выводам:

Изучение реального состояния проблемы готовности студентов к самообразованию показало, что данная проблема в теории и практике образования разработана недостаточно. Слабо используются возможности образовательного процесса в вузе. Подготовка к самообразованию не всегда направлена на развитие готовности к самообразованию. Значительная часть студентов младших курсов находится на низком уровне готовности к самообразованию. Необходимость решения данной проблемы обусловила исследование комплекса педагогических условий, благоприятствующего формированию готовности студентов вуза к самообразованию на уровне, достаточном для осуществления самообразования в сфере профессиональной деятельности.

Решение задач исследования потребовало уточнения понятия «готовность к самообразованию». Готовность к самообразованию понимается нами как свойства личности, проявляющиеся в стремлении к самообразованию, убежденности в необходимости его осуществления, внутренней ориентации к нему и в овладении этой деятельностью: знания, как осуществлять самообразование, наличие самообразовательных умений и навыков; являясь целостным внутренним качеством личности, готовность характеризует интегративную способность личности осуществлять данную деятельность на определенном уровне качества. Была осуществлена характеристика состава готовности к самообразованию, состоящая из взаимосвязанных компонентов: эмоционально-личностного аппарата, специальной образованности, умений работать с источниками информации и организационно-управленческих умений.

Теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка позволили доказать, что средний уровень сформированности компонентов готовности студентов к самообразованию является достаточным для осуществления самообразования, так как на данном уровне студенты владеют потребностями в самоактуализации, приемами самообразования, навыками самоорганизации.

Изучение проблемы самообразования, готовности к ней студентов, практики их самообразовательной деятельности и опыт педагогической деятельности в вузе позволили определить, теоретически обосновать, экспериментально проверить на эффективность комплекс педагогических условий формирования готовности к данной деятельности.

Разработанный нами комплекс педагогических условий направлен на формирование готовности студентов к самообразованию до уровня не ниже достаточного и включает: реализацию управленческого взаимодействия педагогов и студентов в процессе формирования готовности к самообразованию, педагогическое стимулирование самообразования студентов, отражение в содержании образования социального опыта осуществления самообразования, направленность образовательных процессов на формирование общеучебных умений.

Опытно-экспериментальная апробация комплекса педагогических условий формирования готовности и полученные положительные результаты подтвердили эффективность и практическую осуществимость данного комплекса, а также основные положения гипотезы. Проведенная опытно-экспериментальная работа свидетельствует о возможности реального повышения готовности будущих специалистов к самообразованию. Появляются устойчивые потребности к осуществлению самообразования, понимание его сущности и значимости, осведомленность и умелость достигают уровня, достаточного для осуществления самообразования в целях личного и профессионального самосовершенствования. Поставленные в исследовании задачи выполнены.

Однако проделанная работа не исчерпывает всех проблем подготовки студентов к самообразованию. Дальнейшие исследования по данной проблеме могут решать такие вопросы, как использование студентами новых информационных технологий в самообразовании, формирование положительной мотивации самообразования, создание индивидуальных учебно-самообразовательных программ подготовки студентов – заочников к самообразованию.