«Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» г.Карачаевск
Современные преобразования в мире изменили инфраструктуру общества в сторону его демократичности и поликультурности, что привело к активизации национального самосознания этносов в новых социокультурных обстоятельствах, определило потребность в разработке системы ценностей, смыслов и назначения поликультурного образования. Культурное богатство России определяется её тесными связями с другими народами и культурами. В работах М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, B.C. Библера, К.Н. Вентцеля, А.С.Соловьева и других ученых образование неизменно рассматривается как процесс духовного становления личности, происходящий в культуре и ориентированный на свободное творческое развитие, стремление личности приобщиться к сокровищам культуры. Воплощая в себе интересы, цели и реальные возможности народа и личности, культура выступает как система субъективных смыслов и ценностных ориентации и одновременно как духовный потенциал,предопределяющий вектор и границы поведения субъектов в обществе.
Образование в полиэтническом регионе инициирует решение специальных культурных проблем, а условия социокультурного пространства каждого региона выдвигают перед образованием специфические цели и задачи. Социальную среду, непосредственное окружение, личностный опыт учащегося сложно учитывать в поликультурном образовании, так как эти факторы недостаточно исследованы, динамичны и специфичны для каждого региона и микрорегиона.
Северокавказкий регион представляет собой характерную мозаику народов, культур, этносов, различающихся по уровню и интенсивности внутренних связей, спецификой политической организации, экономическими и социальными характеристиками, языком, культурой, национальным характером и менталитетом. Сказанное обусловливает возникновение в организации и содержании образования обширного спектра практических и теоретических межкультурных проблем. Вместе с тем совершенно очевидно, что поликультурное пространство педагогического вуза призвано учитывать условия социума и образовательной стратегии в регионе, особенности развития личности, ее культурные задатки для решения проблем вхождения студента и учащегося в культуру посредством образования.
Культурологическая направленность содержания образования
К компонентам культуры, несущим национально-специфическую окраску,
которые должны учитываться в содержании педагогического
образования, можно отнести следующие:
а) традиции, обычаи и обряды ;
б) бытовую культуру, тесно связанную с традициями;
в) повседневное поведение ;
г) «национальные картины мира», отражающие специфику восприятия
окружающего мира, национальные особенности мышления представителей
различных культур;
д) художественную культуру, отражающую культурные традиции того
или иного этноса.
Процесс становления межкультурной коммуникации в современной системе образования невозможно рассмотреть без учёта межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы и педвуза. К настоящему времени в педагогике накопилось ценное наследие по теории и практике использования межпредметных связей: обосновывалось их влияние на формирование у учащихся представлений о единстве окружающего мира, глубокой взаимосвязи всех явлений природы и общества; подчеркивались мировоззренческая и развивающая функции межпредметных связей, их положительное влияние на систематичность и глубину знаний обучаемого; рассматривались типы и виды межпредметных связей; разрабатывалась методика интегрированного обучения различным учебным предметам, предпринимались попытки готовить учителя-преподавателя к осуществлению межпредметных связей на практике и др.
Педагогическую деятельность в аспекте межкультурной коммуникации
необходимо рассматривать как диалогическую по своей природе форму встречи культур, которая, с одной стороны, способствует углублению культурного самосознания и формированию культурной идентичности личности, а с другой – приводит к взаимообогащению культурных систем за счёт взаимообмена культурным опытом.
Если педагог, вступающий по роду своей деятельности в контакт с представителями других культур, овладел умениями межкультурного общения, то он может стать посредником между культурами и способен наладить эффективное сотрудничество и взаимопонимание. Научиться общаться – трудная задача. Овладеть этим мастерством для будущих педагогов крайне важно. Это обосновывает включение в содержание педагогического образования дисциплин коммуникативного менеджмента .
Существующие модели межкультурной коммуникации имеют прикладной и ситуативный характер, непременным их атрибутом является возможность создания методики тренинга, обучения эффективному межкультурному общению в конкретном контексте. Основным способом его достижения является приобретение соответствующих общественных навыков, включая изучение языка, форм поведения, установление новых социальных связей и пр. Ведущее значение при достижении взаимопонимания культур имеет изменение отношения к межкультурным различиям. Именно позитивное отношение к существующим различиям между культурами считается в рамках понимающего подхода свидетельством овладения необходимой способностью к межкультурному общению.
Педагог – это связующее звено между представителями разных стран, разных народов, разных культур. И от того, насколько хорошо он будет разбираться в специфике межкультурного взаимодействия, будет зависеть не только успех и процветание его дела, но отчасти и взаимопонимание между народами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Блох, М.Я. Прагматика, этика и эстетика языкового общения / М.Я.Блох // Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире. – М.: ГНО «Прометей»МПГУ,2004.
2. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1998. – 216 с. - Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: Пер. с англ. М., 1996.
- Елизарова Г.В. Формирование межкультурной компетентности у студентов в процессе обучения иноязычному общению. -М., 2001.-38 с.
- Солдатом Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
- Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
- Мошняга, Е.В. Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.В.Мошняга. – М., 1997.
Научный руководитель: Каракотова С.А.
Свежие комментарии