«Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» г.Карачаевск
Формирование готовности будущих учителей к межкультурной коммуникации – многогранный, противоречивый и в то же время целостный процесс, характеризующийся совокупностью социальных, этнических и психолого-педагогических факторов – детерминант, обусловливающих систему организационно-педагогических условий, которые составляют движущую силу её развития и становления. Их можно охарактеризовать как совокупность методов и средств обучения и воспитания, организацию и содержание педагогического процесса, уровень педагогической и этнокультурной подготовленности учителя и ряд др.
В зарубежных кросскультурных исследованиях имеются различные
подходы к изучению значимости факторов, определяющих развитие межкультурной коммуникации.
Социально-культурные факторы предполагают последовательный учёт
специфики социокультурного контекста обучения межкультурной коммуникации, в понятие которого входят такие категории как общность культуры изучаемой страны и изучаемого языка и исходной культуры обучаемых; удалённость страны изучаемой культуры и языка. Наряду с этим социокультурные факторы определяются сложившимся в обществе отношением к народу, говорящему на том или ином языке, его культуре, а также системой культурных и социальных отношений, принятой в обществе и др.
Социально – психологические факторы, являющиеся одними из важнейших в формировании межкультурной коммуникации в условиях образовательного учреждения, составляющие его независимые переменные таковы:
1)социально-психологический климат, включающий специфику межнациональных взаимоотношений в группе, сплоченность учебного коллектива,индивидуальный и групповой социометрический статус, общественное мнение,и др.;
2) сложившиеся социокультурные и образовательные традиции;
3) социальное окружение, пример близких, друзей, родственников;
4) мнение родителей, преподавателей, старших.
Полноценное развитие и становление личности, как и формирование
межкультурной коммуникации, возможно только в социуме. Среди различных формальных и неформальных детских, школьных, студенческих и других объединений,в которых происходит становление и образование личности, ведущее место отводится классу и учебной группе, с которыми школьники и студенты связаны с первого по выпускной класс и курс и проводят в нем больше половины своего времени. Немаловажную роль в создании сплоченного учебного коллектива играет общественное мнение, выступающее как средство прямого и опосредствованного воздействия на личность, выполняющее функции регулятора, катализатора, контролёра и организатора.
В совокупности факторов, влияющих на формирование межкультурной
коммуникации, повышающих социокультурную активность личности, определенная роль принадлежит традициям народной культуры и педагогики как устойчиво сложившимся и положительно зарекомендовавшим себя формам воспитательной деятельности и общения.
Важную роль в формировании межкультурной коммуникации играет организационно- методический фактор. Он включает в себя все стороны и многообразие воздействий на личность. В нем отражена совокупность принципов построения внутренней жизни класса, учебной группы, а также система мер, методов и форм организации учебной и внеучебной деятельности с целью достижения поставленных целей.
Целью формирования готовности к межкультурной коммуникации является достижение высокого уровня межкультурной грамотности, поскольку низкий уровень интеркультурной грамотности приводит к снижению интеллектуального и нравственного потенциала
общества, затрудняет доступ к общечеловеческим ценностям мировой
культуры. Уровень грамотности в сфере межкультурной коммуникации
является показателем цивилизованного общества.
Структуру организационно-методического фактора составляют следующие переменные: организация учебных занятий и внеучебной деятельности,организация педагогической практики, система морального и материального стимулирования, организация групповых мероприятий т.д.
Слагаемыми учебного процесса являются цели, задачи, формы и методы,
влияющие на процесс передачи и усвоения знании, умений и навыков, четко
слаженная работа преподавателя по использованию прогрессивных методов и технологий обучения. Совершенствование системы контроля и оценки знаний и умений у учащихся и студентов, учет их социально-демографических и этнических характеристик, индивидуальных особенностей и интересов позволяют совершенствовать их учебную деятельность, сделать ее наиболее управляемой и эффективной.
Психолого – педагогический фактор охватывает содержание, качество и
уровень проведения учебных занятий: профессиональную направленность,
учет индивидуально-психологических качеств, особенностей национального
менталитета, решение образовательно-воспитательных задач, учет желаний и
интересов, разнообразия, новизны, эмоциональности и др., а также личности
преподавателя, его общекультурного уровня, эрудиции, уровня научной и методической подготовки, ответственности, трудолюбия, убежденности, разумной требовательности,принципиальности, педагогического мастерства .
Авторитет и положительный личный пример преподавателя по своей значимости во много раз превосходит декларативные формы призывов и убеждений. Однако многие преподаватели недостаточно общаются с учениками и студентами во внеучебное время, не стремятся оказать на них влияние своим личным примером, не знают эмоционального и реального отношения их к обучению,их потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентации.
В структуру личностно – духовного фактора, являющегося основным в
формировании активности личности, мы относим образовательные и культурные потребности, интересы, мотивы, цели, ценностные ориентации; выбор профессии и удовлетворенность ею, преподавание своего предмета, осведомленность о предстоящих воспитательных задачах; осознанность необходимости наличия знаний о межкультурной коммуникации и соответствующих умений и навыков; отношение к культуре, психологическую и методическую готовность к организации работы в поликультурной среде учащихся и самооценку этой подготовленности и др.
Значительную роль в формировании межкультурной коммуникации играют социально-демографические и этнические факторы, составляющими
которых являются возраст, пол, семейное положение, национальные традиции и культура и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения //Вопросы психологии, № 1, 1984.- С.51-57.
- Дурай-Новакова М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. .докт. пед. наук М., 1983.-36 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учеб. Пособие для вузов. 2-е изд. – Мн.: БГУ, 1981. – 383 с.
- Елизарова Г.В. Формирование межкультурной компетентности у студентов в процессе обучения иноязычному общению. Автореф. дис. . .докт. пед. наук. -М., 2001.-38 с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989 – 189 с.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления. М.: Новая школа, 1996. – 320 с.
- Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. -М.: «Рефл-бук», «Ваклер». 2002. – 352 с.
- Проектирование и диагностика качеств подготовки преподавателей B.М.Соколов, Л.Н.Захарова, В.В.Соколова, И.В.Гребенев. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 1994. – 159 с.
- Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль при обучении русскому языку иностранцев. М., 1996.
Научный руководитель: Каракотова С.А.
Свежие комментарии