Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

Математическое образование – один из важнейших факторов развития и формирования личности, которые во многом опирается на эмпирический опыт ребенка, приобретенный в дошкольный период и на этапе начального обучения. В целях обеспечения преемственности между начальным, и средним образованием необходимо познакомить детей с основами геометрии, используя их жизненный опыт и развивая математическую интуицию, пространственное воображение, логическое мышление.

В настоящее время общепризнанна необходимость более широкого включения геометрических знаний в систему математического образования, подготовка школьников к усвоению систематического курса геометрии.

Собственно изучение геометрии поздно начинается и, минуя качественную фазу освоения пространственных форм и отношений, начинается с изучения и оперирования метрическими свойствами. Связано это с тем, что систематический курс геометрии, которая по преимуществу является метрической. В то же время, как показали исследования Ж. Пиаже, первые геометрические представления детей являются в основном топологическими, т.е. являются качественными, а не количественными. (Пиаже Ж., «Избранные труды», М., 1969 г.)

Геометрия является феноменом общечеловеческой культуры, отличается собственным методом познания мира, а геометрическая деятельность есть первичная интеллектуальная деятельность.

Геометрическое мышление в основе своей есть мышление образное, чувственное, физиологически связанное с субдоминатным полушарием головного мозга. Только по мере развития геометрического мышления происходит возрастание логической составляющей и, соответственно, роли левого полушария. Для детей с преимущественным развитием правого полушария изучение геометрии в возрасте 8- 9 лет исключительно важно в прямом физиологическом смысле.

Формированию пространственного воображения младших школьников способствует и их правополушарная особенность латерализации. При левополушарном характере традиционной программы, по исследованиям ученых, дети 9- 10 лет остаются правополушарным. Лучших результатов добиваются те учителя, которые опираются на образность, наглядность, эмоциональность и эмпирический опыт ребенка, что в изобилии предоставляет геометрический материал. «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг» И. Соньер.

Итак, обучение элементам геометрии младших школьников предполагает достижение следующих взаимосвязанных целей:

  • развитие пространственного мышления детей как разновидности образного;
  • ознакомление ребенка с органичным для него геометрическими методами познания как естественной составляющей математических методов.

Достижение указанных целей обусловлено развертыванием содержания обучения на принципах:

  1. Соответствия закономерностям интеллектуального развития ребенка, при котором реализуется прав ильный подход к развитию интеллекта на основе перехода от общих представлений о пространстве и об отношениях между такими элементами, которые выделяются непосредственно и характеризуют структуру в самом общем виде, к выявлению и дифференцированию элементов, лежащих на более глубоких структурных уровнях:
  2. Полноты математического образования, означающегося ознакомление учащихся с различными взаимно дополняющими и взаимно обогащающими методами математики.

Основной метод обучения может быть охарактеризован как наглядно-практический и наглядно-эвристический. Он не исключает использование логических рассуждений, так как каждая геометрическая задача предполагает анализ предметной области, выделение условий и требований, а поиск решения – соответствующих умозаключений.

Будучи убеждена, что познавательные возможности детей младшего школьного возраста намного выше, чем это принято считать, я желала соответствовать развитию таких возможностей на геометрическом материале. И не оставляла свои опыты и надежды по изучению курса геометрии. Мне хотелось иметь курс веселый и занимательный, построенный на игре, со сказками и приключениями.

Осуществление преемственности дошкольного и начального образования является одной из приоритетных задач модернизации образования, решение которой требует объединения усилий

методистов и педагогов­практиков. С психологической точки зрения преемственность выступает как проявление потребности в познании и самопознании, развитии и самосовершенствовании личности. Преемственность базируется на законах отрицания отрицания и перехода количественных изменений в качественные. Отметим, что в педагогике действие закона отрицания отрицания не должно абсолютизироваться.

Процесс обучения представляет собой последовательный переход количественных изменений в качественные с неизбежным переосмыслением знаний, их включением в новые связи и с обеспечением гармонии при переходе от одной ступени образовательной системы к последующей. Для каждой ступени обучения можно указать соответствующую меру, которая характеризовала бы уровень развития, обеспечивающий возможность оптимального перехода обучаемого на следующую ступень.

Чтобы процесс движения обучаемых по ступеням обучения математике осуществлялся поэтапно, педагогу нужны не только знание особенностей развития ребенка на каждом этапе (т.е. психологические), закономерностей дидактики (педагогические), но и знания методико­математических и методико­процессуальных основ кур­са математики для дошкольников и младших школьников.

Н.Б. Истомина в качестве методикоматематических основ названного курса предлагает взять математическую теорию, которая в переработанном доступном виде находит отражение в содержании соответствующего курса математики и может быть использована для обоснования тех или иных методических подходов. Притом необходимо различать два уровня методико-математических основ: для преподавателя и для ребенка.

Методико­математические основы курса математики для дошкольников и для учащихся начальной школы почти идентичны. К ним относятся: количественная теория целых неотрицательных чисел, учение о позиционной системе счисления и ее свойствах, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах и их свойствах. Методико-процессуальные основы являются обоснованием действий преподавателя, направленных на организацию деятельности ребенка по овладению этим содержанием, и зависят от процесса усвоения знаний, от того, какими особенностями он характеризуется на каждом этапе обучения, от уровня развития мышления и других познавательных процессов.

Например, при изучении геометрии на этапе дошкольного и начального образования нужно учитывать уровни геометрического развития [1] для определения содержания и методики изучения материала. Каждому уровню соответствует свой язык, содержащий определенную геометрическую и логическую терминологию, своя символика, своя глубина логической обработки изучаемого материала.

При изучении геометрии как в дошкольном, так и в начальном школьном образовании необходимо стремиться развить пространственное воображение и геометрическое мышление каждого ребенка. Знакомя учащихся начальной школы с геометрическими понятиями, нужно опираться на имеющиеся представления детей, обогащая и расширяя их знания о геометрических фигурах и телах. Учет принципа преемственности приведет к тому, что обучение детей элементам геометрии будет соответствовать естественному ходу развития их геометрического мышления.

Литература

  1. Пышкало А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах: Пос. для учителей. – М.: Просвещение, 1973.
  2. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах: Пос. для студ. Ф-та подгот. учителей нач. кл. заоч. отд. – М., 1996.