Двигатель постоянного тока с независимым возбуждением

На рис. 1 схематически показан двигатель постоянного тока с независимым возбуждением. Уравнения, которыми описываются электромагнитные и электромеханические процессы в этом двигателе, имеют вид:

Рисунок1

Приведем уравнения (1) к безразмерному виду, приняв в качестве базовых единиц номинальные значения переменных двигателя:

рис2

– относительные переменные состояния двигателя,

рис31

Уравнения могут быть представлены в операторной форме:

рис3

которым соответствует модель, представленная на рис. 2а.

рис4

Рисунок 2а. Модель ДПТ с независимым возбуждением

рис5

Рисунок 2б. Результаты моделирования ДПТ с независимым возбуждением

Модель имеет два входа управления: (Uя) – управление по цепи якоря, (С/в) – управление по цепи возбуждения и один вход по возмущению (Мн) – возмущение по моменту нагрузки. Блок (TransferFcn) моделирует цепь возбуждения (постоянная времени цепи Тв = 0,5 с). Блок (TransferFcnl) моделирует цепь якоря (постоянная времени Т = 0,02 с). Блоки (Product, Product1) реализуют умножение в соответствии с уравнением 2 и 3 системы (3). Блоки (Sum1, Gain, Integrator) реализуют третье уравнение системы (3.3). На рис. 2 бпредставлены результаты моделирования двигателя, управляемого по цепи якоря. Управление по цепи возбуждения подается намного раньше для того, чтобы к моменту подачи управляющего и возмущающего воздействия поток в машине уже установился. Как следует из рис. 2б, все время моделирования принято равным 10 с, сигнал по управлению подается спустя 2 с с начала моделирования, а возмущение – спустя 5 с с начала моделирования. На рис. 2 бпредставлен переходной процесс по моменту и по скорости.

В двигателе с независимым возбуждением поток можно считать постоянным. В этом случае модель двигателя упрощается, такая модель представлена на рис. 3. В дальнейшем эта модель будет использована для синтеза электропривода при управлении по цепи якоря.

рис6

Рисунок 3. Модель ДПТ при постоянном токе возбуждения

 

В приводах постоянного тока с двигателем с независимым возбуждением иногда используется так называемое двухзонное регулирование. В этом случае двигатель управляется и по цепи якоря, и по цепи возбуждения. Обычно эти управления разнесены. По цепи якоря при постоянном потоке возбуждения управление осуществляется при значительных моментах на валу, а управление по цепи возбуждения – при малых моментах.

Моделирование работы двигателя в установившемся режиме и получение механической характеристики показано на рис. 4а, б при напряжении на якоре (uя = 0,8). В этой модели момент нагрузки формируется как интеграл от постоянного сигнала (блоки Step 1, Gain с к = 0,005 и Integratorl рис. 4а). Для визуализации механической характеристики использован блок XYGraph. Результаты моделирования показаны на рис. 4б. На оси абсцисс отложен момент, а на оси ординат – скорость.

рис7

Рисунок 4а. Модель для получения механических характеристик

рис8

Рисунок 4б. Результаты моделирования

 

Двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением

 

В двигателе постоянного тока с параллельным возбуждением обмотка возбуждения включена параллельно якорю (рис. 5) В этом случае    рис9, и из (3) имеем:

рис10

Рисунок 5

 

Модель двигателя, построенная по этим уравнениям показана на рис. 6а. Результаты моделирования, приведенные на рис. 6б, показывают, что переходной процесс в таком двигателе по управлению несколько затянут по сравнению с двигателем с независимым возбуждением.

 

рис12

Рисунок 6а. Модель ДПТ с параллельным возбуждением

рис13

Рисунок 6б. Результаты моделирования

 

Исследование механических характеристик двигателя с параллельным возбуждением проводилось на модели, показанной на рис. 3.7а. Механическая характеристика показана на рис. 3.7б.

рис14

Рисунок 7а. Модель для получения механических характеристик

рис15

Рисунок 7б. Результаты моделирования

 

Результаты моделирования показывают, что двигатель развивает меньший пусковой момент и имеет большую скорость холостого хода по сравнению с двигателем с независимым возбуждением.

Результаты моделирования показывают, что переходной процесс по управлению в двигателе cпараллельным способом возбуждения несколько затянут по сравнению с двигателем с независимым возбуждением. Так же двигатель развивает меньший пусковой момент и имеет большую скорость холостого хода по сравнению с двигателем с независимым возбуждением.