КЧГУ
Модернизация системы профессионального образования побудила нас к выбору эффективного механизма, способного подготовить конкурентоспособного специалиста.
В результате анализа методологических основ проектной деятельности мы пришли к выводу, что проектная деятельность может служить эффективной технологией подготовки квалифицированных специалистов. Некоторые результаты нашей работы представлены в настоящей статье.
В рамках дисциплины «Технология исследовательского обучения математике» студенты педагогического факультета КЧГУ объединяются в творческие и проблемные группы для работы над различными вопросами, связанными с актуальными направлениями педагогической деятельности.
В ходе наблюдения за работой студентов над проектами нами были сформулированы следующие задачи:
– выявить специфику реализации проектной деятельности студентов в рамках изучения дисциплины «Технология исследовательского обучения математике»;
– определить организационно-методические основы и педагогические условия реализации проектной деятельности студентов в режиме междисциплинарной интеграции;
– разработать и апробировать модель организации проектной деятельности студентов в рамках изучения дисциплин «Технология исследовательского обучения математике».
В реализации проектной деятельности можно выделить несколько этапов.
Первый этапом обучения проектной методике является выполнение самими студентами творческих проектов, а затем обучение организации студентами проектов в начальной школе.
На первом этапе обучение студентов проектно-исследовательской деятельности осуществляется по следующей схеме:
– мотивация исследовательской деятельности;
– выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
– обоснование актуальности выбранной темы;
– постановка конкретных задач и цели исследования;
– определение объекта или предмета исследования, выдвижение гипотез;
– доказательство или опровержение гипотезы;
– сбор материала, анализ и обобщение полученных данных;
– описание процесса исследования;
– вывод и оценка полученных результатов;
– защита выполненного проекта;
– рефлексия.
Для подведения итогов работы на данном этапе студентам предлагается выполнить простейшие проекты в виде презентаций.
На втором этапе выполняется обучение организации проведения учебного проекта в школе.
Цель проектной деятельности в образовании – это активизация процесса обучения, своеобразный переход от развития личности к раскрытию интеллектуального и креативного потенциала личности, то есть к саморазвитию. Основным назначением приобщения учащихся к проектно-исследовательской деятельности является наиболее раннее формирование человека с мышлением нового типа. Под учебным проектом понимается совместная целенаправленная, заранее запроектированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров.
Проектное направление учебной работы имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направлено на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических компетенций
Здесь можно выделить следующие блоки:
– планирование учебного проекта;
– изучение электронных ресурсов для учебного проекта ;
– создание презентации и публикации учащегося;
– изучение использования электронных таблиц в школе;
– создание дидактических и методических материалов;
– разработка плана проведения проекта в школе;
В основу разрабатываемой нами модели организации проектной деятельности студентов в рамках изучения дисциплин «Технология исследовательского обучения математике» положена идея обеспечения будущего специалиста интегрированными знаниями посредством междисциплинарной интеграции. При этом в целях обеспечения успешности реализации проектной деятельности мы руководствуемся следующими принципами:
– принцип взаимосвязи уровня подготовки специалистов с требованиями личности, социума, работодателя – предполагает нацеленность на достижение такого качества профессиональной
подготовки выпускников, которая позволит им быть конкурентоспособными в современных условиях рынка труда;
– принцип интегративности – отвечает за формирование целостных знаний, интегративных умений у будущих специалистов посредством организации учебного процесса на основе интеграции математики, информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности;
– принцип креативности проектной деятельности – отвечает за развитие творческого мышления студентов в процессе создания оригинальных продуктов (проектов);
– принцип свободного выбора студентом образовательной траектории – предполагает самостоятельное определение направления учебной деятельности и отражает профессиональные интересы студента, способствует повышению уровня профессиональной культуры и мотивации, вызывает стремление к профессиональному росту и самореализации;
– принцип ориентации на самообразование и саморазвитие студентов отвечает за самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков студентов в процессе проектной деятельности.
Реализация представленных принципов позволила нам по-новому организовать учебный процесс, делая акцент на самостоятельной познавательной деятельности, предполагая раскрытие творческого потенциала каждого студента, ориентацию на формирование конкурентоспособных умений, навыков, качеств личности; обеспечила нацеленность на достижение качества профессиональной подготовки, соответствующего современным условиям рынка труда.
Среди педагогических условий реализации проектной деятельности студентов нами были выделены следующие:
– междисциплинарная интеграция – помогает решить задачу воспитания целостной личности, имеющей взаимосвязанные знания и интеллектуальные умения, сформировать у студентов интегрированное мышление;
– создание «ситуации успеха», положительного настроя на проектную деятельность – внушает студентам уверенность в своих силах, повышает их самооценку. В результате мы формируем специалиста со стремлением к достижению успеха в профессиональной сфере, настроенного на самореализацию, активного субъекта деятельности;
– организация общения субъектов образовательного процесса (преподаватель, студент) на основе позитивного межличностного взаимодействия – позволяет студентам развить толерантность, коммуникабельность, навыки сотрудничества, построения благоприятных взаимоотношений с другими людьми;
– рефлексивный характер проектной деятельности – способствует формированию рефлексивного профессионального мышления, которое является движущей силой личностного и профессионального роста будущих специалистов;
– создание возможностей для развития творческой инициативы – способствует развитию стремления к творческой самореализации, креативных способностей студентов.
Комплекс представленных педагогических условий, по нашему мнению, позволяет развить личностные и профессионально-важные качества студентов, повысить их уровень конкурентоспособности.
Свежие комментарии