КЧГУ

В условиях бурного развития науки и техники преподавание в школе не может сводиться только тому, чтобы дать учащимся определенный запас  знаний. Необходимо добиться высокого уровня развития их мышления, чтобы учащиеся могли в дальнейшем самостоятельно расширять и углублять свои знания, применять их в других областях и находить решения новых задач. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку школьников начальных классов, чему эффективно способствует умение хорошо решать текстовые задачи.

Давно не секрет, что математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Но, к сожалению больше половины выпускников в последнее время  не приступают к решению текстовых задач.

Почему? Как так происходит? Как сформировать у школьника умения решать задачи? 

Эти и другие  аналогичные,  проблемы все чаще возникают сегодня в школе.

Начиная с первого класса, проблема обучения  учащихся решению текстовых задач была и остаётся одной из самых актуальных.

Решение задач является  главным видом учебной деятельности, в  течение которой изучается система математических знаний, умений и навыков.

Сам процесс решения задач при определенной методике оказывает весьма,  положительное влияние на умственное развитие школьников, поскольку он требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения и обобщения. А умение моделировать текстовые задачи  есть один из  основных показателей уровня математического  мышления школьника.

Когда образование направлено на формирование математического мышления у учащихся начальных классов,  большое значение в обучении и,  особенно, при решении задач, приобретает умение владеть действием моделирования. Как показали исследования, оно способствует формированию обобщённых знаний. Это определяет и  главные пути организации деятельности учащихся, которые направлены на формирование математического мышления в ходе разбора задачи и поиска плана решения на основе моделирования,  развития нужных для реализации этого умений и способов действий.

Следовательно, научив детей владеть приемами моделирования, мы окажем существенное влияние на умение решать текстовые задачи, на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи

По определению Гальперина П. Я.: «Модель – мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте».

С разнообразными моделями  учащиеся встречаются в своей жизни. В детстве – это разнообразные игрушки (машины, куклы, конструкторы), а  в  школьные годы – учебные модели (глобус, куб и т.д.),  модели одежды, чертежи, схемы, таблицы и другое.

Фридман Е. М., считает: «Главное предназначение модели в школе заключается в том, чтобы по итогам ее изучения составить представление о свойствах и признаках исследуемого предмета. В зависимости от степени материальности, модели делятся на предметные (глобус, модель термометра, машина) и идеальные. В состав  идеальных моделей входят образные (схемы, графики, рисунки), знаковые (символы и знаки (географическая карта)), мысленные (построенные в сознании абстрактные и обобщенные представления объектов)».

Моделирование как средство научного познания стало развиваться в ХХв., получив признание практически во всех отраслях современной науки: техническом конструировании, строительстве и архитектуре, астрономии и физике, химии и биологии и, наконец, в общественных науках. В настоящее время термин «модель» имеет множество смысловых значений.

Моделирование представляет собой работу учащегося по созданию образа изучаемого  предмета под руководством учителя.

Для того чтобы вооружить учащихся моделированием, как способом познания, нужно, чтобы  учащиеся сами строили  схемы, сами изучали какие-либо  предметы, явления с помощью моделирования.

Обучение моделированию надо начинать с готовой модели, например, с  глобуса. Во-первых, Объясняем  учащимся, что модель – это предмет, уменьшенная копия настоящего предмета природы. Потом ребята характеризуют объект под руководством учителя, т.е. выделяют его  основные признаки. (Земля имеет форму шара, большая часть планеты занята водой, меньшая – сушей.)

       Во-вторых, на следующем этапе обучения моделированию выполняем работу по сравнению, обобщению  предметов одного класса. Ребята учатся распознавать свойства подобия и различия, выделять основные признаки, по которым несколько  предметов можно соединить в одну группу.

       В-третьих, после того, как ученики смогут выделить общие свойства предметов, (например, части у растений, перья у птиц, чешуя у рыб), учимся представлять их в виде символа или схемы.

Символические рисунки играют роль переходного мостика от конкретного, образного мышления к абстрактному мышлению, а также позволяют сделать процесс моделирования конкретным и наглядным. Эффективно при этом использование опорных карточек. На каждой отдельной карточке изображается рисунок символ, представляющий один из элементов моделируемого объекта.

При использовании в школе современных, проблемных методов обучения процесс обучения имитирует путь научного познания. Поэтому моделирование в школе используется как прием обучения в разных методических системах. Когда педагог хочет показать детям движение тел в противоположном направлении для решения задачи, он может инсценировать с помощью самих ситуацию, описанную в условии задачи, или использовать модель реальной ситуации в виде чертежа – отрезка прямой, по которой движутся тела, и направление их движения. В этом случае, несомненно, применяется аналогия.

Малкова И. А. считает: «Когда учитель говорит: «Представим себе (предположим) …», тогда происходит абстрагирование.   При моделировании как способе познания имеются:

1) субъект познания (учащиеся);  2) объект познания (сюжет, отраженный в  условии задачи); 3) модель, опосредствующая отношения познающего субъекта и познаваемого объекта».

Так как моделирование является приемом, а модель средством познания,  школьники под руководством учителя пользуются и тем и другим в ходе обучения решению задач.

Для того чтобы модель соответствовала для выбранных целей, она должна обладать теми признаками, которые соответствовали бы этим целям. В  основном модель имеет не один какой-нибудь признак, соответствующий одной из указанных целей, а несколько, и поэтому ее можно будет использовать и для иных целей. Это значит, что модель-заместитель может быть одновременно и моделью представлением, которая в свою очередь может быть и исследовательской моделью.

Методисты, изучив процесс обучающего моделирования, выделяет  несколько действий, которые входят в процесс моделирования:

«1. Анализ материала (текста), подлежащего моделированию: выделение смысловых частей – системы элементов и их отношений, которые подлежат изображению с помощью знаково-символических средств.
2. «Перевод» на язык знаков и символов. Особое внимание обращается на принцип взаимно-однозначного соответствия между выделенными элементами материала и элементами модели. Без этого модель не будет давать правильного представления об изучаемом явлении.
3. Учащиеся должны уметь одинаковые отношения и элементы обозначать одинаковыми символами и знаками, а разные элементы и отношения – разными. (Разумеется, это требование соблюдается в пределах построения какой-либо одной модели, то есть в условиях решения одной задачи).
4. Действие преобразования модели. Это действие позволяет учащимся перегруппировать элементы и т.д.
5. Соотнесение полученной модели с реальностью (с тем, что моделировалось). Это действие позволяет получить новую информацию о моделируемом предмете, глубже проникнуть в его суть».

Именно эти действия являются целью моделирования.

Моделирование можно рассматривать как особую деятельность по построению (выбору или конструированию) моделей для указанных целей. И, как всякая деятельность, она имеет внешнее практическое содержание и внутреннюю психическую жизнь.

Следовательно, по мнению Гальперина П.Я.: «Моделирование как психическая деятельность может включаться, в качестве элемента, в такие психические процессы как восприятие, представление, память, воображение, и, конечно, мышление школьников в процессе обучения решению текстовых задач».
Рассмотрение моделей, в процессе моделирования, дает возможность утверждать, что общим свойством всех моделей является их способность, так или иначе, отображать действительность.
Моделирование в нынешних условиях работы педагога младших классов является наиболее эффективным и развивающим типом обучения.

Рассмотрение моделей, в процессе моделирования, дает возможность утверждать, что общим свойством всех моделей является их способность, так или иначе, отображать действительность.
Моделирование в нынешних условиях работы педагога младших классов является наиболее эффективным и развивающим типом обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бантова  М.А., Бельтюкова Г.И. Методика преподавания математики в начальных классах: учебное пособие для учащихся школ. / Под ред. М.А. Бантовой  – М.: Просвещение, 1984.
  2. Белошистая А.В. Прием графического моделирования при обучению решению задач // начальная школа, 1996, №8.
  3. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий// Психологическая наука в СССР. Т. 1. – М., 1969. – 354с.
  4. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред.  и высш.  пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002,.
  5. Малкова И. А., Фридман Е. М., Салахова Г. Н., Мизинцев В. П. Моделирование и модели в деятельности учителя и ученика: Метод-епос-е. Южно-Сахалинск: РИО Сах. обл. ИУУ, 1999. С. 32.

 

Научный руководитель: Байрамкулова А.Х.