КЧГУ им. У.Д. Алиева

В связи с политическими и экономическими изменениями, происходящими в нашем обществе, современные семьи находятся в условиях качественно новой и противоречивой социальной ситуации. С одной стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных отношений. Это, прежде всего, рост числа разводов родителей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. С другой стороны, наблюдается повышенный интерес общества и государства к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей.

Роль семьи как фактора первичной социализации личности общеизвестна. Одним из главных условий гармоничного развития личности ребенка является создание в семье благоприятного морально-психологического климата. В связи с этим на первый план выходит проблема готовности родителей к гуманным взаимоотношениям с детьми.

Гуманные взаимоотношения родителей с детьми – необходимое условие полноценного развития личности ребенка любого возраста, но особую актуальность данное условие приобретает в младшем школьном возрасте. Переход в школьный возраст вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко меняется его социальное положение, повышается уровень требований, расширяется сфера общения. Ребенок в этом возрасте включается в сложную и ответственную учебную деятельность. Возрастает нагрузка на психику ребенка. Поэтому для успешного функционирования и развития ему необходимо чувствовать доброжелательное отношение и поддержку со стороны родителей. Однако как теоретические исследования, так и повседневная практика показывают, что родители зачастую испытывают затруднения в выстраивании гуманных взаимоотношений с детьми и нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке со стороны педагога.

Как известно, школа не только воспитывает детей, но и оказывает педагогическое управление семейным воспитанием. В процессе работы с семьей школа расширяет и развивает её воспитательные возможности, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание. В выполнении этих задач школой большое место отводится педагогам.

Роль семьи как фактора первичной социализации личности общеизвестна. Одним из главных условий гармоничного развития личности ребенка является создание в семье гуманных отношений детей и родителей. В связи с этим на первый план выходит проблема готовности  педагогов к формированию гуманных отношений детей и родителей в современной семье.

Проблема подготовки  будущих педагогов к формированию гуманных отношений детей и родителей в современной семье – сложная и парадоксальная. Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности в процессе обучения в университете будущие педагоги специальной подготовки в этом направлении не получают. Необходимость подготовки студентов к формированию гуманных детско-родительских отношений определяется возрастанием роли учителя в нравственном развитии личности. Вопросам подготовки будущего учителя к работе в школе посвящены работы М.А. Архипова, М. И. Волошина, А.И. Мищенко, И.Н.Вишняковой, К.А.Орлова,  М.А. Вейт, И.К. Мелекаевой и др.

Нравственные аспекты семьи, семейного воспитания, развития гуманных внутрисемейных взаимоотношений раскрываются в трудах О.С. Богдановой, Г.Н. Волкова, И.В. Гребенникова, Р.Г. Гуровой, Л.Ю. Гордина, А.В. Иващенко, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, А.Ф. Никитина и др.

Актуальной в современной педагогической науке является проблема подготовки будущих педагогов к формированию гуманных отношений детей и родителей. В последние десятилетия выполнено много диссертационных работ, написано много монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи (Е.П. Арнаутова, И.Н.Вишнякова, М.А. Вейт, А.Я. Варга, Т.А. Маркова, И.К. Мелекаева, К.А.Орлов,  В.Я. Титаренко, и др.).

Работы современных ученых посвящены проблеме психологии семьи, тактике домашнего воспитания (С.В. Ковалев, А.В. Петровский, А.С. Спиваковская, О.А. Шаграева).

          Достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагогической культуры родителей (И.В. Гребенников, О.Л. Зверева, В.К. Котрыло, Е.И. Наседкина Р.К. Сережникова и др.).

Таким образом, возникла ситуация, при которой для удовлетворения насущной потребности семьи в формировании гуманных отношений детей и родителей нет достаточных условий, в частности, нет помощи со стороны педагогов, ввиду того что они не в достаточной степени подготовлены для совместной работы с семьей в данном направлении.

Формирование педагогами гуманных отношений детей и родителей предполагает наличие специальной подготовки учителя. Однако исследования показывают, что большинство учителей экспериментальных школ не обнаруживает необходимого уровня теоретических знаний и практических умений. Анализ организации образовательного процесса в вузе позволяет сделать выводы: подготовка студентов педагогического вуза к формированию гуманных отношений детей и родителей не носит системного характера; в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности не реализуется комплекс необходимых педагогических условий, обеспечивающих достижение студентами нужного уровня готовности к формированию гуманных отношений детей и родителей в современной семье.