ФГБОУ ВО “КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ У.Д. АЛИЕВА”

Введение в образовательный процесс модульной технологии формирования профессионально значимых убеждений на основе обучения студентов- историков анализу письменных источников является фактором повышения эффективности подготовки учителей истории к реализации востребованных современными условиями инновационных компонентов педагогической деятельности.

Эффективность определяется повышением значений изучаемых параметров исследования за годичный цикл обучения студентов в курсе предметной подготовки «История средних веков»:

  • уровня самоактуализации личности в среднем на 5,7%;
  • способностей к инновационной деятельности на 4,55%:
  • умения проводить анализ исторического события на 10,64%.

Полученные в опытно-экспериментальной части работы результаты позволяют сформулировать ряд методических рекомендаций, которые могут использоваться преподавателями вузов, учителями истории при проведении практических занятий с использованием предлагаемой модульной технологии в ходе образовательного процесса или при осуществлении самообразования как элемента повышения профессиональной квалификации.

При формировании методико-содержательной части практических занятий необходимо учитывать психолого-педагогические требования и принципы планирования практических занятий как формы учебной деятельности, которая позволяет решать образовательно-развивающие задачи. В разряд этих положений относятся:

  • практические занятия должны быть включены в курсы предметной подготовки учителя истории;
  • практические занятия должны быть информативными, проблемными, но понятными и доступными для обучающихся;
  • важно создать мотивирующие условия, направленные на повышение познавательной активности обучающихся;
  • содержание практических занятий должно оптимально сочетать в себе предметную информацию и учебный материал, который определяет знания и умения анализа исторических документов;
  • комплекс практических занятий должен состоять из: а) вводной части; б) основной части.

При организации практических занятий, направленных на формирование профессионально значимых убеждений важно учитывать следующие требования:

  • практические занятия являются основной формой реализации модульной технологии формирования профессионально значимых убеждений на основе обучения анализу письменных документов;
  • проведение занятий должно соответствовать положениям содержательной и методической частей технологии, представленной в параграфе 1.4. настоящей работы;
  • анализ письменных документов должен осуществляться согласно трехэтапной модели (см. параграф 1.З.), которая предусматривает последовательное исследование источника информации на предмет определения: 1) фактов исторического документа; 2) социальной значимости исторического события; 3) исторической ценности источника;
  • основным методом обучения считается индивидуально-групповая форма самостоятельной работы;
  • использовать модульную технологию формирования профессионально значимых убеждений рекомендуется во всех курсах предметной подготовки в комплексе с лекциями, семинарскими занятиями (минимум 40 часов от общей аудиторной нагрузки по каждой дисциплине в год);
  • в основной части комплекса практических занятий важно использовать единую тематику исторического события во всех видах исследования письменных документов. Такой подход обеспечивает прочное усвоение учебного материала и ясное представление об исторической сущности изучаемого события, явления или процесса;
  • в процессе формирования профессионально значимых убеждений должны сочетаться индивидуальная и коллективная формы учебной деятельности (во время аудиторных и внеаудиторных занятий). Коллективное обсуждение повышает эффективность объективизации исторических фактов и формирования мировоззренческих качеств личности;
  • контрольно-корректировочные мероприятия должны осуществляться в заключительной части комплекса практических занятий, и должны быть направлены па оценку и коррекцию усвоенных знаний и умений обучающихся проводить анализ исторических документов, внутренней позиции по отношению к изучаемым событиям, явлениям, процессам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование показывает, что введение в образовательный процесс модульной технологии формирования профессионально значимых убеждений на основе обучения студентов анализу письменных источников, является целесообразным.

Согласно теоретическим положениям Н.В.Кузьминой, В.А.Сластёнина, Л.С.Подымовой, Т.А.Стефановской, Л.Д.Столяренко и др. о значении и роли мировоззрения в профессиональной деятельности педагога; концепциям А.Адлера, А.В.Брушлинского, Л.С.Выготского, В Н.Колесникова, А.Маслоу и др. о структуре мировоззренческих качеств личности; научным обоснованиям Е.Е.Вяземского, Н.Г.Дайри, Ф.П.Коровкина, О.Ю.Стрелова, М.Т.Студеникина, К.Ясперса и др. о профессионально значимых качествах личности учителя истории, уровень самоактуализации личности, способность к инновационной деятельности, анализ исторического события определяют содержательную и функциональную основу профессионально значимых убеждений учителя истории в области предметной подготовки.

Результаты исследования характеризуются повышением эффективности формирования у участников эксперимента, обучающихся по экспериментальной методике:

  • уровня самоактуализации личности на 5,7%;
  • способности к инновационной деятельности на 4,55%;
  • анализа исторического события на 10,64%.

Основными выводами, подтверждающими гипотезу и положения выносимые на защиту являются:

  1. Научно-гуманистическое мировоззрение студентов формируется как многоаспектное личностное образование и включает в себя элементы общенаучной, психолого-педагогической и предметной компетенции. Личностные характеристики, имеющие профессиональное значение для учителя и качества его работы, находятся, поэтому в прямой зависимости от профессионально значимых убеждений, которые специалист приобретает в процессе предметной подготовки.
    1. Целенаправленное формирование профессионально значимых убеждений в предметной подготовке учителей истории является необходимым условием повышения качества их профессиональной подготовки.
    2. Процесс целенаправленного формирования профессионально значимых убеждений предполагает активизацию функций мыслительных процессов субъекта познания, поиск социальной и субъективной значимости информации и выработку личностного отношения к ней. Эти компоненты и составляют основу модели формирования профессионально значимых убеждений у студентов исторических факультетов педагогических вузов.
    3. Основой организации целенаправленного процесса формирования профессионально значимых убеждений должна быть доступная и надежная методика формирования умений аналитической работы с историческими документами, сведенными в систему, позволяющую инициировать эвристические формы мышления и упреждения теоретических обобщений.
    4. Все методические предпочтения в реализации процесса формирования профессионально значимых убеждений должны быть отданы модульной технологии, в которой системообразующим фактором является область интеграции технологических компонентов обучающего и развивающего направлений учебной деятельности студентов.

К числу проблем, относящихся к совершенствованию профессиональной подготовки студентов-историков педагогических вузов в аспекте формирования профессионально значимых убеждений, следует отнести область научных знаний о закономерностях всемирно-исторического процесса. К перспективам исследования в избранном направлении можно отнести создание компьютерных версий разработанной в реферируемом исследовании технологии и ее трансформации в общедидактическую технологию формирования профессионально значимых убеждений как составляющей научно-гуманистического мировоззрения.