«Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» г.Карачаевск

Понятие пунктуации (от лат. punctum — точка) трактуется, во-первых, как система графических вне алфавитных знаков (знаков препинания); во-вторых, как правила, кодифицирующие нормы пунктуационного оформления письменного текста, исторически сложившиеся для конкретного языка; в-третьих, как раздел языкознания, изучающий закономерности системы пунктуации и нормы употребления знаков препинания.

Лингвистической основой методики пунктуации являются принципы русской пунктуации, которые в лингвистике рассматриваются во взаимосвязи, поскольку они отражают разные грани одного явления, образуя систему употребления знаков препинания, опирающуюся па смысл, структуру и интонацию. Согласно грамматическому принципу пунктуационные знаки являются показателями синтаксического строя речи. В соответствии со смысловым принципом знаки препинания выступают средством передачи на письме определенного смыслового содержания. Интонационный принцип в качестве основы русской пунктуации определяет интонационную сторону высказывания.

Вопрос об опоре на принципы пунктуации в начальной школе решается следующим образом: первоначальное ознакомление со знаками препинания целесообразно строить на интонационно-смысловой основе. Когда ученик записывает текст или предложение, он слушает учителя. В этом случае интонация педагога помогает первокласснику понять смысловые значения и эмоциональную окраску речи и правильно выбрать знак препинания. При постановке пунктуационных знаков в собственных письменных высказываниях ребенок идет путем “от смысла к интонации”. По мере накопления у учащихся грамматических знаний необходимо ориентироваться на единую семантико-синтаксическую основу, определяющую постановку знаков препинания в той или иной синтаксической конструкции. Н. С. Валгина отмечает, что “синтаксическое членение речи отражает членение логическое, смысловое… и назначение любой грамматической структуры — передать мысль”.

Эффективность формирования пунктуационной грамотности учащихся зависит от наличия представлений о функциях знаков препинания. Так, учащиеся практически усваивают, что точка является самым частотным знаком препинания, который используется для фиксирования конца самостоятельно организованного предложения. Она используется для выражения “нулевой” эмоциональности, если в предложении содержится сообщение (нейтральное констатирование) о каком-либо явлении или событии. Вопросительный и восклицательный знаки также относятся к группе “конечных” знаков, при этом вносят дополнительную экспрессивность и эмоциональность. Младшие школьники знакомятся и с назначением многоточия, которое используется для выражения следующих значений, связанных с эмоциональной и содержательной стороной речи: скрытый смысл, недосказанность, эмоциональное и психологическое напряжение, затрудненность и прерывистость речи. В процессе словарно-логических упражнений учащиеся усваивают функции таких знаков препинания, как занятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Запятая отличается многофункциональностью, в предложении чаще всего совмещает грамматическую и смысловую функции: употребляется для отделения простых предложений в составе сложного, однородных членов предложения, для выделения придаточных предложений, обособленных членов и т.д. В некоторых случаях этот знак препинания имеет подчеркнуто смысловую (смыслоразличительную) функцию (например, Казнить нельзя помиловать). Употребление точки с запятой в большинстве случаев определяется структурными причинами. Двоеточие выполняет разъяснительно-пояснительную функцию, чаще со значениями причинной обусловленности и раскрытия содержания. Тире используется для передачи значений противопоставления, сравнения, условия следствия.

Цель обучения пунктуации — формирование представлений о назначении знаков препинания, их роли в процессе общения; формирование пунктуационной грамотности.

Задачи обучения пунктуации:

1) ознакомление учащихся с перечнем знаков препинания, их назначением и ролью в процессе общения;

2) формирование у школьников следующих умений:

а) осознанно в соответствии с коммуникативной ситуацией употреблять в устной и письменной речи разные типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

б) обнаруживать и узнавать знаки препинания в тексте, предложении, соблюдать при чтении соответствующую им интонацию;

в) мотивировать выбор знака препинания с опорой на структурный, смысловой и интонационный признаки предложения;

3) подготовка учащихся к осознанию структурно-семантических и интонационных признаков сложного предложения;

4) создание педагогических условий, способствующих развитию познавательного интереса учащихся к изучаемым пунктуационным явлениям, их интеллектуальной и творческой активности.

В системе обучения пунктуации выделяются четыре этапа.

Первый этап связан с периодом обучения грамоте, когда происходит знакомство учащихся с термином “знаки препинания”, перечнем знаков препинания, встречающихся на страницах Азбуки и в прописях (точкой, вопросительным и восклицательным знаками, многоточием, занятой, точкой с запятой, двоеточием, тире, кавычками).

Задачи этапа — помочь детям понять роль знаков препинания в процессе общения; сформировать у школьников умение видеть, опознавать знаки препинания; научить соблюдать при чтении соответствующую каждому знаку препинания интонацию, опираясь при этом на смысл высказывания.

Работа над знаками препинания осуществляется первоначально на уроках обучения чтению на материале текстов и сюжетных картинок букваря; приобретенные знания и умения закрепляются на уроках письма при записи графических диктантов, составлении схем предложений. Пунктуационные умения формируются в процессе ознакомления с понятием “предложение”. Важно помочь учащимся осознать роль предложения в процессе общения, обратить внимание детей на смысловой и интонационный признаки данной синтаксической единицы. С этой целью на уроке проводится беседа, в ходе которой учитель предлагает детям различные речевые ситуации, побуждающие детей к использованию в речи разных типов предложений. В процессе наблюдения над их смыслом и интонацией учащиеся приходят к выводу, что предложения о чем-либо сообщают; содержат вопрос, побуждение к действию, просьбу; могут выражать разные чувства.

Первое знакомство младших школьников с пунктуацией предполагает обращение к знакам завершения. Поскольку любое предложение можно не только произнести, но и записать, детям предлагается найти способы обозначения речи па письме, пройдя при этом путь изобретателей знаков письма, правил обозначения речи на письме. В процессе коллективного обсуждения выбирается оптимальный вариант модели предложения:

Таким образом, школьники узнают, что при вычленении предложения из потока речи первое слово любого предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка. В дальнейшем исходя из коммуникативной потребности для обозначения конца предложения вводятся вопросительный и восклицательный знаки.

Понятийное и лингвистическое осознание детьми предложения — это длительный и многоэтапный процесс, требующий использования эффективных приемов обучения. Для работы над знаками препинания ученик, наряду с буквенной кассой, должен иметь кассу со знаками препинания, модели предложений. Эффективен прием создания речевых ситуаций, что обеспечивает благоприятные условия для построения школьниками собственных высказываний, обусловленных речевой ситуацией.

В процессе обучения первоначальному чтению младшие школьники в ходе наблюдений постепенно осознают особенности каждого типа предложений (без введения терминов). Так, в дидактическом материале Азбуки представлено значительное количество вопросительных предложений, большинство из которых имеют вопросительные слова. В связи с этим целесообразно обращать внимание первоклассников на эти формальные грамматические “сигналы” употребления вопросительного знака в конце предложения, проводить специальную работу над интонацией.

Процесс формирования пунктуационной грамотности предполагает развитие умения воспринимать смысл высказывания с опорой на интонацию. При знакомстве с восклицательными предложениями, в которых наиболее ярко проявляются эмоциональная и выразительная стороны речи, необходимо проводить специальные наблюдения над тем, какие именно чувства выражаются с помощью таких предложений. Для того чтобы помочь первоклассникам осознанно воспринимать смысл эмоционально окрашенных предложений и правильно их интонировать при чтении, используется прием наблюдения за образцовым чтением предложения учителем. Кроме того, детям предлагается описать речевую ситуацию, затем проводится работа над правильным интонированием предложения.

Активному осмыслению материала по пунктуации и формированию пунктуационных умений младших школьников способствуют различного рода игровые- ситуации. Именно в игре ученик способен выполнить такой объем умственной работы, который может быть совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

В дальнейшем на основе материала Азбуки у детей формируется умение моделировать синтаксические конструкции с перечислением, употребляя знаки препинания в собственных высказываниях в соответствии с заданной речевой ситуацией.

Второй этап предполагает организацию работы над знаками препинания во втором классе на уроках русского языка. На данном этапе происходит повторение и закрепление тех сведений о знаках препинания, которые дети получили в букварный период. Предусмотрено ознакомление школьников с типами предложения по цели высказывания; учащиеся изучают правило об употреблении знаков препинания в конце предложения, осознают грамматическую основу постановки знаков препинания.

На данном этапе осуществляется формирование и развитие целого комплекса умений:

1) слышать и правильно воспроизводить услышанное высказывание;

2) понимать смысловую сторону высказывания;

3) соотносить смысловую и интонационную стороны высказывания;

4) соотносить синтаксические, смысловые и интонационные признаки высказывания с употребляемыми знаками препинания;

5) применять полученные сведения о знаках препинания на языковом материале учебника русского языка.

На третьем этапе расширяется представление о типах предложения по цели высказывания, проводится углубленная работа над смысловой стороной высказываний, интонацией, ролью знаков препинания в процессе общения.

На этом этапе имеет место тренировка в употреблении точки с запятой; возможности для проведения этой работы предоставлены упражнениями из учебника на группировку слов или форм слов по различным грамматическим или лексическим признакам.

Четвертый этап предполагает организацию работы над знаками препинания в четвертом классе. Школьники знакомятся с употреблением знаков препинания в простых предложениях, осложненных однородными членами предложения, обращением, а также с пунктуацией сложного предложения. На этом этапе формируются умения: использовать данные синтаксические конструкции в собственных письменных высказываниях учащихся; обосновывать выбор места для постановки знака препинания с опорой на структурные, смысловые и интонационные признаки предложения.

При знакомстве с признаками обращения дети узнают, что оно называет того, к кому обращаются с речью; произносится со звательной интонацией; не является членом предложения; выражается существительным в именительном падеже.