«Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» г.Карачаевск

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Все мы когда-то были детьми и вспоминая свое детство как беззаботное время тогда я никогда не задумывалась о том, что моя речь с помощью которой я общалась с окружающими могла бы быть неправильной. И только перейдя в школу я поняла, после замечаний учителей конечно, что эта речь к которой я привыкла, была не совсем правильной. Конечно, я не задумывалась о данной проблеме в те годы, но сейчас я понимаю, на сколько важно уделять внимание этой проблеме именно в дошкольном возрасте, чтобы потом будучи уже школьником ребенок смог хорошо освоиться в школьном процессе.

Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.

Изучая данную проблему, я поняла, что большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.

Ребенку как носителю языка необходима зона языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Поэтому следует изучать особенности формирования словарного запаса и его взаимосвязь с воспитанием ребенка. Система занятий по развитию речи -один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Речь-сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения.

В настоящее время наука, занимающаяся изучением детской речи, называется онтолингвистикой или лингвистикой детской речи. Она рассматривает такие аспекты детского языка, как его функционирование в детской речи, его роль в формировании полноценной взрослой речи, механизмы его создания. Лингвистике детской речи посвящен ряд работ С.Н.Цейтлин.,К.И.Чуковского.,А.Н.Гвоздева.,Т.Н.Ушаковой.,М.Кольцовой.,В.Штерна,на которые мы будем опираться.

Специфика детского языка заключается в том, что он частично состоит из единиц, отсутствующих в языке, но созданных ребенком на основе общих правил родного языка, копируя язык взрослых.”…Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к 5-6 годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях ее уже нет и в помине ,так как надобность в ней миновала: к этому возрасту, ребенок уже полностью овладел основными принципами родного языка”. Процесс создания ребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала родного носит название словотворчества.

По нашему мнению проблема детского словотворчества является актуальной, так как представляет интерес для современной психолингвистики и методики развития детской речи. Словотворчество является нормой развития детской речи-“появление особых, не зафиксированных в речи взрослых форм, а тем более появление слов, самостоятельно сконструированных ребенком в возрасте от 2 до 3 и далее, это как раз свидетельство того, что он осваивает язык успешно, что он самостоятельно конструирует формы, что в его сознании складывается система определенных правил, которые он использует самостоятельно”. И если словотворчество отсутствует на определенном этапе, это может послужить родителям и воспитателям сигналом о том, что развитие речи ребенка происходит с отклонениями. Именно в связи с этим важна осведомленность родителей о словотворчестве и о его закономерных механизмах.

       Развитие  лексики в онтогенезе

Овладение речью -одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык. В процессе развития лексической составляющей речи ребенка на разных этапах ребенок владеет разным количеством лексических единиц, которых ему не достаточно для осуществления полноценной коммуникации. Опираясь на известные слова, ребенок придумывает новые, свои ,отсутствующие во взрослом языке.

Смирнова Е.О считает, что развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи(Смирнова Е.О.,2003)В словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее-слова обобщающего характера. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. Важным фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. “В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово, развитие слова не закончилось, оно только началось; оно вначале является обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит к высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий”(Лурия А.Р.,1998,с.73).Исследования показывают, что ребенок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е устанавливает связь между конкретном предметом и его обозначением. Понятие концептуальный компонент значение слова усваивается ребенком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Постепенно ребенок овладевает и контекстуальным значением слова.

По мере развития мышления ребенка, его речи, лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, т.е группируется в семантические поля. Семантическое поле-это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распредиление лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования. Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.

Формирование у ребенка грамматического строя русского языка

На протяжении детства словарный запас ребенка постоянно растет. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания. Само по себе увеличение словарного состава не имело бы большого значения, если бы ребенок параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. Усваивается морфологическая система родного языка, ребенок практически осваивает в основных чертах особенности склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами между частями такого предложения, а также большим количеством разнообразных аффиксов.

Заключение

Одной из важных предпосылок формирования речи являются способность ребенка к подражанию.

Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.

Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.

Ребенок с развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу.

Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по родному языку. Это особенно актуально у нас на Кавказе, где многонациональный состав населения и смешивание языков в повседневном общении приводит к неоднородной массе разговорной речи, что с возрастом только усиливается. Причем взрослым избавиться от подобных привычек гораздо сложнее чем детям, которые могут их вообще избежать. И именно это зависит от нас – воспитателей.

Осознавать значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги и родители.

В конце данной работы я бы хотела отметить, что проблема, которую я постаралась изложить выше намного больше и актуальнее чем я могла себе представить и она нуждается в разрешении в таком раннем возрасте когда сами дети даже не осознают ее существование. И именно поэтому на нас взрослых лежит большая и важная задача дать нашим детям и всему подрастающему поколению в целом качественное и правильное воспитание и обучение.
Список литературы

1.А.Н.Гвоздев.Вопросы изучения детской речи /А.Н.Гвоздев.- СПб.: “Детство – Пресс”, 2007.-472с.

2.А.Р.Лурия.Язык и сознание/А.Р.Лурия.-Ростов н/Д.:”Феникс”,1998.-416с.

3.Е.О.Смирнова.Детская психология:учебник для вузов/Е.О.Смирнова-М.:Владос,2003.-368с.

4.Т.Н.Ушакова.О причинах детского словотворчества/Т.Н.Ушакова.-Вопросы психологии.-1970.-№6.-С.114-127

5.Л.П.Федоренко.Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.П.Федоренко.-М.:Просвещение,1984.-240с.

6.К.И.Чуковский.От двух до пяти/К.И.Чуковский.-М.:КДУ,2005.-400с.