КЧГУ им. У.Д. Алиева
Проблема проектирования образовательных программ в последние десятилетия занимает существенное место в педагогическом процессе.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие «образование» определяется, как «общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенного объема и сложности» [4, с. 3]. В этом определении понятие «образование» рассматривается в более широком значении. В нем образование рассматривается и как процесс, и как результат этого процесса.
Итак, под образованием мы будем понимать целенаправленный педагогический процесс воспитания и обучения, осуществляемый в государственных образовательных учреждениях в целях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
В современной образовательной практике результаты образования формулируются на языке компетенций. Компетенции как результаты задаются ФГОС. Образовательный стандарт сегодня выступает в качестве инструмента государственной политики в области образования. Как указывает П.И. Пидкасистый: «Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля» [3, с. 213].
Посредством образовательных программ реализуются требования образовательного стандарта. Поэтому дальнейшая наша работа детерминирована определением сущности понятия «образовательная программа».
Термин «образовательная программа» в психолого-педагогической литературе употребляется в различных значениях:
1) «образовательная программа как документ, определяющий содержание, направленность (профиль) конкретного образовательного учреждения;
2) образовательная программа школы как учреждения при переходе его работы из режима функционирования в режим развития. Такая программа представляет собой описание системы мероприятий, осуществляемых школой для достижения поставленных целей;
3)образовательная программа как основа индивидуализации обучения» [5] .
В соответствии с предметом нашего исследования, рассмотрим первый вариант значения понятия «образовательная программа», как документ, определяющий содержание и направленность (профиль) конкретного образовательного учреждения.
В педагогическом энциклопедическом словаре отмечается, что «образовательные программы – это документы, определяющие содержание образования вех уровней и направленности. В Российской Федерации образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные»[1, с. 174]
Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» поясняется, что «Образовательная программа это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов” [4, с. 4].
Проектирование образовательных программ находится в зависимости от ряда условий. Одним из определяющих условий являются нормативные документы. Основными нормативными документами, определяющими проектирование образовательных программ в Российской Федерации, как известно, являются Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», а также федеральные государственные образовательные стандарты.
Как известно, образовательные программы разрабатываются самостоятельно и утверждаются организацией, которая осуществляет образовательную деятельность, но в соответствии с требованиями вышеперечисленных законодательных актов РФ.
Так, в Конституции РФ ст. 43, ч. 1 определяется право гражданина на образование [2, с. 9].
Вместе с тем, в п. 1 статьи 12 Федерального закона «Об образовании РФ» указывается, что образовательные программы определяют содержание образования. «Содержание образования должно … обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [4, с. 16].Следовательно, в образовательной программе необходимо определить условия, при которых предоставляется возможность получить данный вид образования гражданами России в зависимости от их потребностей.
Значит, при разработке образовательной программы требования предъявляются к ее структуре, условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ.
Список использованной литературы:
- Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.- 528 с.
- Конституция Российской Федерации: по сост. На 2014г. – М.: Эксмо, 2014. – 32 с.
- Пидкасистый П. И. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения / [П.И.Пидкасистый, О.Б.Тыщенко] //Педагогика. – №5. – 2000. – С. 10 –
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Омега–Л, 2014. – 134 с.
- Якиманская И. С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1999. – №3. – С. 39-47
Свежие комментарии