КЧГУ им. У.Д. Алиева

 

Проблема проектирования образовательных программ в последние десятилетия занимает существенное место в педагогическом процессе.

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие «образование» определяется, как «общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенного объема и сложности» [4, с. 3]. В этом определении понятие «образование» рассматривается в более широком значении. В нем образование рассматривается и как процесс, и как результат этого процесса.

Итак, под образованием мы будем понимать целенаправленный педагогический процесс воспитания и обучения, осуществляемый в государственных образовательных учреждениях в целях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

В современной образовательной практике результаты образования формулируются на языке компетенций. Компетенции как результаты задаются ФГОС. Образовательный стандарт сегодня выступает в качестве инструмента государственной политики в области образования. Как указывает П.И. Пидкасистый: «Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля» [3, с. 213].

Посредством образовательных программ реализуются требования образовательного стандарта. Поэтому дальнейшая наша работа детерминирована определением сущности понятия «образовательная программа».

Термин «образовательная программа» в психолого-педагогической литературе употребляется в различных значениях:

1) «образовательная программа как документ, определяющий содержание, направленность (профиль) конкретного образовательного учреждения;

2) образовательная программа школы как учреждения при переходе его работы из режима функционирования в режим развития. Такая программа представляет собой описание системы мероприятий, осуществляемых школой для достижения поставленных целей;

 3)образовательная программа как основа индивидуализации обучения» [5] .

В соответствии с предметом нашего исследования, рассмотрим первый вариант значения понятия «образовательная программа», как документ, определяющий содержание и направленность (профиль) конкретного образовательного учреждения.

В педагогическом энциклопедическом словаре отмечается, что «образовательные программы – это документы, определяющие содержание образования вех уровней и направленности. В Российской Федерации образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные»[1, с. 174]

Так, в   Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» поясняется, что  «Образовательная программа это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов” [4, с. 4].

Проектирование образовательных программ находится в зависимости от ряда условий. Одним из определяющих условий являются нормативные документы.  Основными нормативными документами, определяющими проектирование образовательных программ в Российской Федерации, как известно, являются Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», а также федеральные государственные образовательные стандарты.

Как известно, образовательные программы разрабатываются самостоятельно и утверждаются организацией, которая осуществляет образовательную деятельность, но в соответствии с требованиями вышеперечисленных законодательных актов РФ.

Так, в Конституции РФ ст. 43, ч. 1 определяется право гражданина на образование [2, с. 9].

Вместе с тем, в п. 1 статьи 12  Федерального закона «Об образовании РФ»  указывается, что образовательные программы определяют содержание образования. «Содержание образования должно … обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [4, с. 16].Следовательно,  в образовательной  программе необходимо определить условия, при которых предоставляется возможность получить данный вид образования гражданами России  в зависимости от их потребностей.

Значит, при разработке образовательной программы требования предъявляются к ее структуре, условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ.

Список использованной литературы:

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.- 528 с.
  2. Конституция Российской Федерации: по сост. На 2014г. – М.: Эксмо, 2014. – 32 с.
  3. Пидкасистый П. И. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения / [П.И.Пидкасистый, О.Б.Тыщенко] //Педагогика. – №5. – 2000. – С. 10 –
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Омега–Л, 2014. – 134 с.
  5. Якиманская И. С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1999. – №3. – С. 39-47