МКОУ Гимназия №4 г.Усть-Джегуты

 

Во взаимоотношениях между преподавателем и студентом существует определенная этика. Педагог несет ответственность за предоставление студенту, вне каких либо ограничений возможности изучения учебного материала. Из того как он это делает, складывается объективная оценка его труда. Изначально студентом педагог воспринимается, как некий эталон в профессиональной деятельности. Педагогу в гуманитарных и технических высших учебных учреждениях по специальности обладать базовыми качествами. Такими как:

  • Интеллект выше среднего уровня.
  • Психическая уравновешенность.
  • Способность обеспечить целенаправленную познавательную деятельность студента.
  • Повышенный уровень активности.
  • Искусство устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения со студентами и коллегами.
  • Педагогическая прозорливость.
  • Готовность идти на риск

В силу своего положения, преподаватель осуществляет руководство учебным процессом и имеет над студентами определенную власть, определенную ролью и выполнением своих профессиональных обязанностей. Педагогу профессионалу недопустимо превышать свои должностные полномочия. Среди этих особенностей сначала стоит отметить, причины предвзятого отношения педагога к студенту. Предвзятость недопустима в педагогическом общении.[1] Она является следствием особой психологической установки преподавателя, участником которой часто бывал он сам. Преподаватель обязан отлично знать предметный учебный материал, разбираться в особенностях и склонностях студенческой аудитории, владеть методами стимулирования познавательной активности, и самое главное держаться в границах педагогических этических норм.

Однако существует ряд причин, по которым могут происходить нарушения этических норм.[2] Это сложная и важная тема хотелось бы кратко на ней остановиться.  Известны такие нарушения этических норм во взаимоотношениях преподавателя и студента, когда педагог требует от студентов строго разделять его собственные нормы, причем жестко навязывает, собственные ценности и философию. Если студент не имеет права или не имеет возможности высказать свое личное мнение. Либо проявляется халатное отношение в процессе подготовки к занятию, причем не только со стороны студентов, но и со стороны преподавателя.[3] Происходит высмеивание других отличных от мнения педагога идей, унижаются и всячески нарушаются принципы уважения студента и присутствует ряд других нарушений.

Педагогу необходимо найти подход к каждому студенту.[4] С этой целью изначально в процессе знакомства с группой преподавателю желательно выучить фамилии и имена студентов, этот прием обнаружит уважительное отношение педагога к студентам. Имя каждого человека ему дорого, и то, что его помнят, и главное правильно без искажения произносят очень важно для установления доверительных добрых отношений, особенно на этапе первого знакомства.[5] В дальнейшем это поможет избежать конфликтных ситуаций, а так же предотвратит большую вероятность их возникновения, приведет к уважительному отношению студентов к преподавателю. Существует различные типы студентов: одни податливые и уступчивые; другие независимые герои держащиеся особняком, молчуны, старающиеся быт как можно незаметнее и демонстративные личности, ищущие всеобщего внимания, робкие умники, ждущие ободрения. И все они разные и не похожи друг на друга.

Почти всегда практически неизбежно, возникают ситуации, когда преподавателю не удается найти к какому-либо студенту подход. Впоследствии начинаются проблемы взаимоотношения между студентами и преподавателем.[6] Это почти всегда негативно сказывается на учебном процессе. Тема эта весьма актуальна и периодически привлекает внимание проводящийся внутри вузов исследований. Проводятся устные опросы и анкетирования с целью выявления конфликтных ситуаций и частоты их возникновения, а так же основных наиболее частых причин конфликтов между студентами и преподавателями.

По статистическим данным анкетирования в 2017–2018 гг. (обработано  369 анкет студентов всех курсов и форм обучения) и стало известно, что в целом студенты оказались довольны работой преподавателей – 175 человека (47%), качеством преподавания – 162 человек  (44%). Лишь 32 человек (9%) отмечали излишне жесткий и недоброжелательный стиль поведения отдельных педагогов [рис.1].

 

Рис.1 Результаты анкетирования студентов всех курсов и форм обучения (2017-2018г)

На основе результатов постоянных социологических исследований, обсуждений в социальных сетях нами был разработан перечень проблем, затрагивающий сферу взаимодействия студентов с педагогов во время обучения в вузе.

Основные проблемы в сфере взаимодействий студентов с преподавателями в период обучения в вузе

  1. Психологическая неподготовленность и отсутствие готовности преподавателей и студентов к взаимному диалогу;
  2. Конфликт статусов между преподавателем и студентом;
  3. Низкий статус самого преподавателя в оценке его студентами;
  4. Снижение значения для преподавателей педагогически выверенного общения со студентами (снижение уровня педагогической культуры и знаний в целом);
  5. Неадекватность между ожиданиями абитуриента и впоследствии студента от того как идет образовательный процесс и реальной ситуации на занятиях;
  6. Рассогласованность целей;
  7. Соотношение форм формального и неформального общения со студентами

В разработанном перечне проблем проведем анализ причинно-следственных связей путем по парных сравнений проблем на предмет соотношения «причина-следствие». Анализ причинно-следственных связей  показал, что на первом месте по степени значимости находится первая проблема психологической неготовности преподавателей и студентов к взаимному диалогу, на втором месте снижение педагогической культуры, и третье место прочно занимает конфликт статусов.[7]

С целью преодоления возникающих проблемных ситуаций нами были разработаны ряд целевых ориентиров. Составлено дерево целей обеспечения эффективного взаимодействия студентов с педагогом в период обучения в вузе:

С0- проведение совместных мероприятий, тренингов, семинаров с целью создания благоприятной атмосферы для взаимного диалога сторон потенциального конфликта.

  1. Овладение техникой педагогического мастерства и техникой педагогического общения, через проведение тренингов и семинаров.
  2. Овладение приемами создания деловой, дружеской спокойной обстановки для неформального и легкого общения, позволяющей обеим сторонам лучше познакомиться друг с другом.

1.1.Проведение анкетирования и опросов для выявления на основе полученных данных, причин недовольства студентов

1.2.Ознакомление студентов и преподавателей с Кодексом этических норм вуза.

2.1. Путем проведения совместных неформальных мероприятий со студентами обеспечить повышение статуса преподавателя.

2.2. Совмещение целей студентов, и преподавателей путем создания устойчивой мотивации студентов на получение знаний.

Результатом поэтапного выполнения последовательных шагов по составленной программе создаст атмосферу для взаимовыгодного диалога и обеспечит конструктивное взаимодействие студентов с преподавателями в период обучения в вузе.

Литература:

  1. Бородкин, Ф. М. Внимание, конфликт /Ф.М. Бородкин, Н. М. Коряк. – Новосибирск: Наука, 2009.
  2. Валеев Г. Х. Обобщение передового педагогического общества с позиций системно-ценностного подхода // Педагогика, 2005, -№ 5 4.
  3. Воспитательная работа в новых условиях. Опыт учреждений профессионального образования. М., 2003.
  4. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе /М.М. Рыбакова. – М., 2001.
  5. Скотт, Г. Способы разрешения конфликтов /Г. Скотт: Пер. с англ. – Киев, 2001.

 

 

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самообразования: Учебное пособие. М., Воронеж, 2003.

 

 

Login