«Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» г.Карачаевск

      Новая образовательная парадигма предполагает моделирование социокультурного пространства, где происходит становление гражданина как субъекта интеллектуального и духовного саморазвития, как носителя идей и норм созидательного преобразования действительности. Свобода выбора, которой владеет человек, основана на предпочтении нравственных регуляторов поведения, а духовное пространство в человеческом обществе является смысловым миром людей, духовной средой обитания, законы которой познаются и соблюдаются гражданами всех стран, ибо от них зависит развитие или гибель человеческой цивилизации на Земле. Развивать созидательные силы духовного потенциала общества – задача образования. Вот почему учреждениям образования нужны профессионалы, а не работники для «передачи знаний» обучающимся.

       Реформа общеобразовательной и профессиональной школы имеет огромные по своей значимости социальные цели: уже в ближайшие годы она должна помочь подготовить новые поколения людей всесторонне развитых, широко образованных, граждански воспитанных, психологически готовых к труду и умеющих трудиться.

     Воспитание таких людей могут осуществлять учителя, которые сами обладают такими же качествами. Личность педагога — главное средство воспитания, образец для подражания. Однако при подготовке учителя приходится решать не только саму по себе чрезвычайно сложную задачу формирования эталонной для ученика личности педагога. Эта личность должна еще обладать необходимым арсеналом специальных знаний и умений, необходимых для осуществления многоплановой воспитательной деятельности.

         Среди представителей мировой университетской науки было распространено мнение, что для будущего учителя средней школы якобы достаточно знать научное содержание преподаваемого предмета, а как его излагать — научит опыт. Однако передовая профессура уже тогда придерживалась другой точки зрения: чтобы хорошо обучать своему предмету, учитель должен не только владеть содержанием науки, но и знать педагогику, историю педагогики, психологию, методику, а также обладать минимумом практических умений и навыков. К началу нынешнего века прогрессивные деятели высшей школы, прежде всего профессора Московского университета, пришли к твердому убеждению, что подготовка будущего учителя должна складываться из двух частей: специальной, или научной, и профессиональной, т.е. психолого-педагогической, и методической.

           Изучая реальный учебно-воспитательный процесс, анализируя его отдельные элементы, деятельность учителя и учащихся, студент с помощью теоретических общепедагогических знаний познает закономерности воспитания и обучения, устанавливает причинно – следственные связи. В итоге профессионально-педагогическая и педагогически ориентированная специально-научная подготовка в сочетании с систематическим научным анализом практики воспитания должны обеспечивать формирование целостной личности учителя-воспитателя, развивая у него педагогическую направленность мышления и творческое отношение к своему делу.

       Место и задачи профессионально-педагогической подготовки будущего учителя в системе педагогического образования, соотношение ее с психологической и методической подготовкой, с одной стороны, и всех их взятых вместе со специальной научной подготовкой, с другой — все это было предметом длительных дискуссий, которые продолжаются и поныне. Не проще обстоит дело с определением характера, места и объема педагогической практики и ее соотнесенности с педагогической теорией и психологией. Да это и понятно: ни в России до революции, ни за рубежом эти проблемы достаточно не изучались, не было и достаточного опыта подготовки учителей в высшей школе.

         Изучение педагогики должно помочь студенту, прежде всего, осмыслить психолого-педагогические принципы, лежащие в основе всех конкретных методов обучения и воспитания, в противном случае мы будем обучать будущего учителя лишь «педагогическому фельдшеризму», как называл известный педагог М.М. Рубинштейн рецептурный хотя именно в нем лежит центр всех педагогических проблем.

     Изучая реальный учебно-воспитательный процесс, анализируя его отдельные элементы, деятельность учителя и учащихся, студент с помощью теоретических общепедагогических знаний познает закономерности воспитания и обучения, устанавливает причинно – следственные связи. В итоге профессионально-педагогическая и педагогически ориентированная специально-научная подготовка в сочетании с систематическим научным анализом практики воспитания должны обеспечивать формирование целостной личности учителя-воспитателя, развивая у него педагогическую направленность мышления и творческое отношение к своему делу.

     Место и задачи профессионально-педагогической подготовки будущего учителя в системе педагогического образования, соотношение ее с психологической и методической подготовкой, с одной стороны, и всех их взятых вместе со специальной научной подготовкой, с другой — все это было предметом длительных дискуссий, которые продолжаются и поныне. Не проще обстоит дело с определением характера, места и объема педагогической практики и ее соотнесенности с педагогической теорией и психологией. Да это и понятно: ни в России до революции, ни за рубежом эти проблемы достаточно не изучались, не было и достаточного опыта подготовки учителей в высшей школе.

      Кардинальные изменения в профессиональной подготовке педагогов к воспитательной деятельности обусловлены тем, что не в последнюю очередь именно от воспитанности человека зависит преодоление кризисных явлений в политической, экономической, социальной и культурной жизни современного российского общества. Сегодня наиболее остро стоит проблема подготовки не просто учителя-предметника, транслирующего знания и формирующего умения, а педагога-воспитателя, способного организовать целенаправленное управление процессом воспитания и развития личности ребенка на основе гуманистических ценностей.

                     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Амо-нашвили, 1996. 494с.
  2. Бабаев Э.З. Формирование практической готовности студентов педагогических вузов к воспитательной работе в школе: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1990. 15с.
  3. Беляева А.П. Перспективы развития профессиональной школы Педагогика. 1994. № 4. С. 26-29.

4.Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия,термины, актуальная лексика. – М., 1999.

5.Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с

подростком. – М., 2002.

Научный руководитель: Каракотова С.А.