«Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» г.Карачаевск

Как писал  А.С. Макаренко “Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

    Активный период развития и воспитания детей протекает сегодня в  условиях экономической и политической нестабильности, ломки традиционных ценностей. Социально-экономические процессы характеризуются падением темпов промышленного производства, резкой дифференциацией доходов, криминализацией общества, ростом преступности, коммерциализацией сфер здравоохранения, культуры, образования. Продолжается снижение уровня и качества жизни большинства российских семей.

      Воспитание является актуальной в педагогической науке и практике. Результатом воспитательной деятельности является развитие личности ребенка в соответствии с современными требованиями общества. Успешность деятельности педагога во многом определяется осознанием сущности воспитательной деятельности.

«Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе». Традиционно,основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.

 Преподавание – это такой вид воспитательной деятельности, который направлен преимущественно на управление познавательной деятельностью школьников. Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, ориентированная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников. Воспитательная работа является частью педагогической деятельности, но, в то же время педагогическая деятельность не может быть не воспитывающей. Следовательно, можно согласиться с В.А. Сластениным, что воспитательная и педагогическая деятельность – понятия тождественные .

В педагогической действительности под воспитательной работой  подразумевают организацию деятельности детей во внеурочное время.

Сущность воспитательной деятельности в значительной степени определяется тем, какую трактовку понятия «воспитания» принимает исследователь. В современной педагогической литературе можно встретить несколько трактовок этого понятия. Многие авторы рассматривают воспитание в трех основных аспектах: как социокультурное явление, как педагогический процесс и как профессиональную деятельность. Подчеркивается, что «если в социальном плане воспитание – специально организованное, целенаправленное включение подрастающих поколений в освоение и преобразование мира человеческой культуры; если на процессуальном уровне можно говорить о воспитании как об интеграции всех воспитательных влияний на внутренний мир человека; то на уровне профессиональной деятельности речь идет о конкретных действиях, которые осуществляет отдельный субъект воспитательного процесса по отношению к отдельной личности, детскому сообществу, малой социальной группе, классу и т.д.»

К первому направлению, трактующему воспитание в широком социокультурном смысле, можно отнести работы Е.В. Бондаревской, З.А. Мальковой,А.В. Мудрика, Н.Е. Щурковой, Б.П. Битинаса, В.Г. Бочаровой и др. Воспитание рассматривается как важнейшая функция любого общества и необходимое условие социализации личности. Н.Е. Щуркова определяет воспитание как «питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры, а не вне ее» . Именно здесь берет начало понятие «социальное воспитание» (А.В. Мудрик, Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова), которое определяется либо как стихийное взаимодействие человека с окружающей средой и относительно направляемый обществом процесс влияния на людей; либо как система общественной помощи ребенку в период его включения в социальную жизнь.

Социальная сторона воспитания подчеркивается в новой «Российской педагогической энциклопедии», в которой А.В. Мудрик дает определение социального воспитания. В энциклопедической статье подчеркивается, что «результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько успешностью подготовки молодых членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат          воспитания – готовность к самовоспитанию.С понятием «воспитательная деятельность» мы сталкиваемся при рассмотрении разных проблем воспитания, так как воспитательный процесс в любом виде предполагает воспитательную деятельность педагога. В нашем понятии воспитательная деятельность не ограничивается действиями по организации различной деятельности воспитанников.

Кроме общих представлений о личности ребенка и особенностях ее развития в детские годы  в психологии были поиски основ, на которых может быть выстроена теоретическая модель воспитательной деятельности педагога. Самое большое внимание было уделено поискам критерия эффективности такой деятельности, которые привели к разработке теории отношений, а затем к проблеме формирования позитивной самооценки ребенка».

Таким образом, главным в воспитательной деятельности педагога является организация детской жизнедеятельности, обеспечивающей формирование позитивных отношений ребенка к таким объектам, как Родина, люди, коллектив, труд, культура, природа и т.д. Определяющим условием формирования этих отношений является формирование позитивного отношения ребенка к себе – этот тезис привел к проблеме формирования позитивной самооценки ребенка как главной задаче воспитательной деятельности. Педагогу важно понимание, что самооценка отражает интерес ребенка к себе, что она формируется в ситуации, когда ребенок становится в позицию стороннего наблюдателя по отношению к самому себе, когда он учится объективно анализировать свои поступки и поведение .

Сущность понятия «воспитательная деятельность» можно рассмотреть через структуру, в которой выражены ее основные стороны (элементы).

 Попытки осмыслить структуру воспитательной деятельности предпринимались еще в начале XX века. В педагогике существуют многочисленные варианты применения общей теории систем к анализу педагогической деятельности. Так, Н.В. Кузьмина, вводя понятие педагогической системы, выделяет ее системные составляющие. М.Т. Громкова выделяет пять системных составляющих: 1) субъекты и объекты деятельности; 2) цели и задачи; 3) содержание деятельности; 4) способы и средства деятельности; 5) результаты деятельности .

        Реализация цели воспитательной деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности. Цели воспитательной деятельности в парадигме личностно-ориентированного образования «выводятся» из ценностей, совокупность которых в сущности есть идеологическая концепция воспитания

                    Список использованной литературы

  1. Байбородова Л.В. Воспитательный процесс в современной школе.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 1999.- 380с.
  2. Воспитательная деятельность педагога /Под общ.ред.В.А.Сластенина.- М.: Академия, 2005.- 336с.
  3. Демакова И.Д. Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности педагога //Воспитать человека: Сб-к нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания.- М.: Вентана-Граф, 2002.- 384с.
  4. Ксензова Г.Ю.Психологические основы воспитательной деятельности учителя.- Тверь: Твер.гос.ун-т, 2001.- 401с.
  5. Кулюткин Ю.Н. Творческая направленность деятельности педагога: Сб-к научных трудов.- Л.: НИИ ООВ, 1998.- 102с.
  6. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе.- М.: Пед. общ-во России, 2009.- 300с.

Научный руководитель: Каракотова С.А.

Login