КЧГУ им.У.Д.Алиева 

В Федеральном образовательном стандарте обозначены задачи, в числе которых «Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность… развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др.» [1].

Под исследовательской деятельностью понимается «…интеллектуально-творческая деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных компонентов, характерных для исследования в научной сфере» [2].

Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь будет  связана с научной работой, это необходимо каждому. Исследовательская деятельность учит не усваивать знания, а работать с информацией. Как только возникает потребность в решении задачи, ребенок начинает фантазировать, искать, изобретать. Ребенок рождается исследователем, так как инстинкт непрерывного поиска заложен в нем.  И перед каждым учеником ставится задача – находить необычное в обычном, открывать субъективно новое в окружающем мире.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В дидактике под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников.

В педагогике накоплен большой арсенал методов обучения. Для приведения всех известных методов в определенную систему выявляются их общие черты, особенности и предлагаются разные классификации [5].

Относительно информатики можно рассматривать такие методы, как программированный, модельный метод и метод проектов.

Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.

Модельный метод в современной литературе рассматривается как завтрашний день школы. При его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска. К такому типу методов относят деловую игру, построение математической или компьютерной модели и т. д. Компьютер выступает средством активизации модельного обучения.

Метод проектов представляет собой пример деятельностного подхода к обучению (точнее, компьютерной технологии), когда речь идет о разработке учебного проекта – определенным образом организованной целенаправленной деятельности таким образом, что школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.

Объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных знаний и умений.

Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с программами-тренажерами (например, клавиатурный тренажер), обучающими и контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.

Метод программированного обучения заключается в использовании на уроках обучающих программ.

Программированное обучение предполагает:

  • правильный отбор и деление учебного материала на небольшие порции;
  • контроль знаний и умений (каждая порция учебного материала заканчивается контрольным вопросом или заданием);
  • переход к следующей порции лишь после верного ответа, или ознакомления учащегося с характером допущенной ошибки или правильным ответом;
  • обеспечение каждому ученику возможности работать со свойственной ему скоростью усвоения материала.

Модельный метод включает в себя построение математической или компьютерной модели, метод “нисходящего проектирования” и др.

Метод проектов является новым методом обучения, где деятельность обучаемых организуется в соответствии с деятельностью разработчика автоматизированных рабочих систем, проектирующего новое рабочее место. При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд условий:

  1. Учащимся следует предоставлять достаточно широкий выбор проектов для реализации возможности реального выбора (причем, как для индивидуальной реализации, так и коллективной).
  2. Ввиду отсутствия у школьников навыков проектной деятельности, всякий проект должен сопровождаться инструкцией по работе над проектом с учетом индивидуальных особенностей школьников.
  3. Учебный проект должен предполагать для исполнителя законченность и целостность в игровой или имитационной форме, презентацию завершенного проекта и внимание к нему со стороны сверстников и взрослых.
  4. Необходимо создать условия для обсуждения между школьниками своих проблем. При этом происходит взаимообучение, что важно для обеих сторон.
  5. Метод проектов ориентирован, прежде всего, на освоение приемов работы с компьютером.

При организации учебной деятельности учащихся сочетаются различные методы. Знания сравнительных возможностей методов являются важным условием их оптимального сочетания и эффективности современного урока.

Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. «…Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации» [3].

Средства и методы информатики, являясь современным орудием обучения, открывают поистине необозримые возможности для решения широкого круга задач.

 

Использованная литература:

  1. ФГОС . Начальная школа. 1-4 классы . Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.
  2. “обучение для будушего”: Учеб.пособие. – 5-е изд.,испр. – Москва: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005. – 368с. +CD.
  3. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100». Начальная школа плюс До и после. 2004г.-№ 5
  4. Иванова Н.В.Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Начальная школа:- 2004-№ 2
  5. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» – Сборник статей \ М.:, Журнал «Исследовательская работа школьников.» – 2006г.
  6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.
  7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – изд. «Учебная литература», 2006г.
  8. Сайков Б.П. Информационная среда школы //Информатика, 2007.-№20, С.14-37.
Login