Карачаево-Черкесский государственный университет

В ФГОС дошкольного общего образования прописано конкретное содержание образовательных областей, которое «зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка): для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)…» [1].

Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.

Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, – дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.

В сети Интернет можно найти подборку интерактивных игр (игр- презентаций) для работы с детьми дошкольного возраста. Дети проявляют потрясающий интерес, увлечены от начала до конца игры, просят «добавки», материал запоминают очень хорошо, воспроизводят увиденное легко, родители в восторге от того, с каким вдохновением дети рассказывают о занятиях, на которых были использованы эти материалы.

Наиболее целесообразным и результативным для практической развивающей работы с дошкольниками считаем использование интерактивной доски, как средства обучения и развития детей. Интерактивная доска помогает ребенку в развитии многих умственных характеристик, таких как внимание, мышление, память, а также способствует развитию навыков учебной деятельности. Использование интерактивной доски имеет свои преимущества:

  • интерактивная деятельность дошкольников с объектами творческих задач,
  • проблемность и наглядность изложения творческих задач,
  • яркость и привлекательность объектов творческих задач для детей дошкольного возраста;
  • возможность интеграции ис­пользования и восприятия графической и аудиовизуальной ин­формации.

Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, – игра. Интерактивные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Они не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Для работы со старшими дошкольниками создана небольшая медиатека интерактивных развивающих игр: «Расставь знаки» (например, игра по Правилам дорожного движения), «Мой город» (игра по краеведению), игры по математике, по экологии, серия интерактивных игр по русским народным сказкам и др.

Уходящая корнями в культуру, язык народа, сказка представляет определённый интерес для педагога, открывая новые возможности в его практической деятельности. Для ребёнка нет лучшего чтения, чем сказка, позволяющая решать педагогические задачи.

Перечислим возможности интерактивный доски:

павл1Соответствие Педагог дает детям тест на развитие памяти. Дети подходят к интерактивной доске, выполняют задания, затем педагог показывает всем результаты, обсуждают ошибки.

павл2Соревнование

Педагог показывает детям картинки и просит найти 10 отличий. Кто первый поднимет руку – тот имеет право первый назвать отличие и обвести его

павл3

Соответствие


Перетаскивание

павл4

Помоги гусеничке стать цветной

павл5

Задание: достроить дом, подходящими по размеру и цвету деталями

павл6
На страницах сайтов имеется много интерактивных игр и упражнений для работы с детьми дошкольного возраста. Но педагоги по своему усмотрению могут переработать эти игры и упражнения, сделать наиболее яркими, сделать наиболее понятными для определенного круга детей. И это не составит особого труда, используя программное обеспечение интерактивной доски, умение и навыки работы в программах Power Paint? Word, имея навыки работы в сети Интернет, можно найти презентации, готовые программные продукты, обучающие программы, дидактические и занимательные игры и многое другое.

Разработанные развивающие игры с использованием интерактивной доски позволяют:

  • учить детей распознавать предмет по его частям, свойствам и качествам, развивать у них логическое мышление и связную речь; грамматический строй языка, воспитывать выдержку;
  • упражнять детей сравнивать предметы по одному и тому же признаку, обнаруживать логические ошибки, правильно строить речевые высказывания.
  • упражнять находить закономерность и продолжать ряд, соблюдая последовательность элементов, способствовать развитию наглядно-образного мышления;
  • упражнять детей группировать слова по заданным или самостоятельно выделенным основаниям, выделять на слух лишнее конкретное слово из группы слов и правильно его произносить, развивать у детей слуховое внимание;
  • учить детей пользоваться план-схемой при составлении рисунка из (девяти) кубиков;
  • упражнять детей проводить через несложный лабиринт персонажа до домика (предмета), развивать пространственную ориентировку;
  • формировать умение двигаться по лабиринту в направлении, указанном стрелкой;
  • упражнять детей рассуждать, сравнивать, анализировать; развивать внимательность, воображение, познавательную активность;
  • развивать у детей навыки абстрактного и ассоциативного мышления, учить их видеть образ в схематичном изображении, развивать творче­ские способности и фантазию;
  • учить детей «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей при составлении узора, следовать пошаговой инструкции. развивать мышление, воображение, внимание, память, творческие способности, «сенсорику» (различать цвета радуги, геометрические фигуры, их размер);
  • развивать логическое мышление, делать умозаключение из одного или нескольких суждений по определенным правилам вывода;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, упражнять в размышлении, в котором одни мысли (выводы) с необходимостью вытекают из других мыслей (посылок);
  • формировать и развивать у детей навыки абстрактного мышления, развивать творческие способности и фантазию детей;
  • упражнять в выкладывании из фигур узора без перекрытий и зазоров;
  • развивать наглядно-образное и пространственное мышление, внимание, зрительную память; умение синтезировать и анализировать;
  • упражнять сравнивать предметы, находить в них общее, развивать у детей внимательность, усидчивость, быструю реакцию, способность анализировать и др.

Таким образом, во время проведения таких интерактивных игр решаются многие задачи дошкольного образования. Дети развиваются, становятся умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

 

Список использованной литературы:

  1. Астахова Н. Кто лишний? Логика От 2 до 5 лет Автор-составитель: АстаховаН. Издательство: Белый город: 2008.- 31с.
  2. Богуславский З.М., Е.О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста’ – Москва: ‘Просвещение’ , 1991 – с.207 с.: ил.
  3. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании- Изд-во Мозаика – синтез. – 2013, – 128 с.
  4. НикитинБ. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.-3-е изд.,доп.- Издательство «Педагогика», 1981 С Никитин Б. П., 1989. С изменениями.

5.     Образцова Т.Н. Логические игры для детей e-libra.ruread/171915-logicheskie-igry…detej.html

  1. Светлова И.Е. Логика. Уроки для дошколят: программа развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста. Кемерово. 2013-95с.[Текст] – М.: Эксмо, 2004.
  2. Соколова Ю.А. Логика контроля и самовоспитания М.: Эксмо, 2006. – 224 с. :

Научный руководитель: Батчаева П. А.-Ю.

Login