КЧГУ  

Информационно-коммуникационные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов.

С. А. Бешенков отмечает: «Проблемы совершенствования образования в связи с применением средств ИКТ рассматриваются во  многих работах; исследуются условия изменения образовательного процесса в направлении демократизации, открытости и модификации взаимодействия между участниками образовательного процесса, а также развития дидактических принципов обучения, осуществляемого в условиях использования средств ИКТ. Особое внимание в данных исследованиях уделяется различным возможностям ИКТ: интерактивности, незамедлительной обратной связи между пользователем и технологией; компьютерной визуализации информации об исследуемых объектах или закономерностях процессов, явлений; использованию больших объемов информации с возможностью ее передачи; легкого доступа и обращения к информационному ресурсу; автоматизации процессов вычислительной, информационно- поисковой деятельности; обработки результатов демонстрационных и лабораторных экспериментов»[2].

«Информационная технология есть способ осознанной организации информационных процессов, имеющий целенаправленный характер, удовлетворяющий конкретным потребностям пользователя и подчиняющийся общим закономерностям построения любой технологии».

Рассмотрим, какие объективные изменения, способные работать на повышение качества результатов обучения, происходят в учебном процессе при внедрении средств ИКТ. Изменения, существование которых можно и нужно учитывать в реальной практике :

Осуществление информационной деятельности происходит в некоторой предметной среде. В условиях информатизации образования рассматривается информационно-коммуникационная предметная среда, как «совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом по сбору, обработке, продуцированию, транслированию, применению информации, знания (в том числе и с распределенным информационным ресурсом глобальной сети Интернет), а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств ИКТ, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. При этом информационно- коммуникационная среда включает: множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной информации, а также организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы и информационное взаимодействие» [1].

В информационно-коммуникационной среде обучающийся получает возможность не просто искать, хранить, передавать данные (как раньше), но и появляются возможности манипулирования с информационными объектами. В ходе такой деятельности ученик может влиять на них, преобразовывать их, помещать в некоторые условия, наблюдать реакцию, происходящие изменения – то есть практическая деятельность приближается к работе в мастерских. Самое ценное здесь в том, что школьник имеет возможность изучать фундаментальные основы информатики не абстрактно, не умозрительно, но в процессе практической деятельности, видеть, как они работают, и осознавать их ценность.

Таким образом, при внедрении ИКТ в процесс обучения изменяется характер информационной деятельности — ученик получает возможность взаимодействовать с множеством информационных объектов, устанавливать связи между ними, влиять на изуч.аемые процессы, явления, представленные на экране, используя средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, отображения, продуц.ирования и распространения информации, собственно знания. Данные возможности позволяют создавать условия для всестороннего изучения объекта, во всём многообразии его связей с другими объектами, явлениями, что не может не способствовать повышению качества образовательных результатов.

Представление учебного материала при традиционном обучении характеризовалось линейной, последовательной или концентрической структурами. В настоящее время в связи с возможностями «незамедлительной обратной связи между пользователем и средствами информатизации и коммуникации; компьютерной визуализации учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуально»; автоматизации процессов вычислительной, информационно – поисковой деятельности, операций по сбору, обработке, передаче, отображению, тиражированию информации, архивного хранения достаточно больших объемов информации с возможностью легкого доступа и обращения пользователя к ней; автоматизации процессов обработки результатов учебного эксперимента (как реально протекающего, так виртуально), его экранного представления с возможностью многократного повторения любого фрагмента или самого эксперимента» получают широкое распространение электронные издания учебного назначения, распределенные информационные ресурсы локальных и глобальной сетей. При этом в новых средствах обучения учебный материал представляется в виде аудио-видео ряда, на основе реализации возможностей технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа.

Поэтому структура представления учебного материала в отличие от традиционного варианта реализована нелинейно.

Таким образом, становится возможным осуществление выбора самостоятельной «траектории обучения», выбора личностно ориентированного режима учебной деятельности, самостоятельного представления и извле.чения знания, осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия с интерактивным источником учебной информац.ии.

При традиционно.м обучении основными активными (с точки зрения осуществления обратной связи) участника.ми учебного информац.ионного взаимодействия являются два компонента: ученик и учитель. С учётом того факта, что цель традиционного обучения понималась как формирование знаний, умений и навыков, то наиболее эффективной схемой взаимодействия учителя и учеников исследователями признавалась субъект-объектная схема, в соответствии с которой активное начало признается за учителем, а роль ведомого, роль объекта управления и потребителя информации отдается ученику. Такая схема позволяла «с наименьшими затратами сообщать определенную сумму сведений, показывать способы действий и учить воспроизводить их в репродуктивном режиме, причем делать это одновременно в отношении достаточно большой группы учеников».

При использовании средств ИКТ появляется новый участник взаимодействия как для учащегося, так и для педагога, в резу.льтате чего обратная связь осущест.вляется между тремя компонента.ми учебного информационного взаимодействия (учитель – компьютер — ученик). «Роль учителя как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется. Обучающий уже не тратит время на передачу учебной информации, на сообщение «суммы знаний». Время, затрачиваемое ранее обучающим на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управленческих задач. Роль обучаемого как «потребителя» фактографической учебной информации или, в лучшем случае, участника проблемно поставленной учебной ситуации также меняется.

Таким образом, можно говорить об увеличении доли осознанности освоения и использования информационных и коммуникационных технологий в учебной, производственной и других видах деятельности. Что является, в свою очередь, фактором повышения эффективности образования в целом.

Итак, использование средств ИКТ в образовательном процессе способствует качественным изменениям в учебном процессе, созданию условий для повышения качества образовательных результатов. Такой потенциал обусловлен широким набором дидактических свойств и функций информационных и коммуникационных технологий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Беспалько. В. П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагог третьего тысячелетия) / — М., 2002. – 225 с.
  2. Бешенков. С. А. Школьный предмет стратегического назначения / Информатика и образование. – 2007. – № 4. – С. 29­3.

Научный руководитель: доц. Айбазова А.К.