Карачаево- Черкесский государственный университет им. У.Д.Алиева

С развитием наук о человеке стало очевидным, что сохранение и укрепление здоровья – задача не только медицинская, но и образовательная, поскольку ценностные установки приобретаются индивидом через усвоение определенной системы знаний, что невозможно без организации процессов обучения и воспитания.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Правильное отношение к своему здоровью следует формировать у человека с детства.

Согласно утверждению Е.А. Овчарова: «В настоящее время различают несколько концептуальных моделей определения понятия «здоровье»». В каждой из них дается своеобразная интерпретация специфического содержания рассматриваемого понятия, раскрывается основная точка зрения, идея, способ его трактовки, положенные в основу той или иной модели [9, с. 25].

При этом особое значение приобретает ценностно-социальная модель здоровья. В ее основе, с точки зрения Е.А. Овчарова, лежит концепция, согласно которой здоровье является ценностью для человека, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в эко-номической, научной, культурной и других видах деятельности. Ценностно- социальная сущность отражена и в определении Всемирной организации здравоохранения, в котором указывается, что здоровье – это состояние пол-ного физического, душевного и социального благополучия, а не только от-сутствие болезней и физических дефектов [9,с.27].

Одним из путей выхода из сложившегося кризиса является повышение уровня здоровья подрастающего поколения через формирование у него приоритетности, личностной ценности здоровья, т.е. формирование ценностного отношения к здоровью.

В свое время на актуальность исследования категории «отношение» обратили внимание А.И. Щербаков и В.В. Богословский: «В функционально- динамической структуре личности отношения занимают видное место. Они складываются и формируются на протяжении всей жизни и деятельности че-ловека и оказывают непосредственное влияние на внутренние (субъективные) условия развития активности личности, на формирование ее свойств, поведения и действия как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социального прогресса» [18,с.3].

При изучении отношений личности, отмечал С.Т. Шацкий [17,с.144], необходимо соединить анализ внешних (предметных) и внутренних (психологических) сторон отношений. Первая сторона становится доступной носителю отношений в результате педагогически организованной деятельности, влияния среды и образа жизни. Вторая формируется в результате соединения деятельности, влияния среды и образа жизни с собственной внешней (поведенческой) и внутренней (психической) деятельностью воспитанника.

Являясь результатом сочетания внешних влияний и собственной активности воспитанника, личные интересы, потребности, положительный эмоциональный настрой, вооруженные знаниями, умениями, навыками для практического участия в развитии общественных отношений, начинают постепенно перерастать в отношение воспитанников к действительности.

Следовательно, указывал С.Т. Шацкий, подход к психике человека, который предусматривает ее оценку как продукт воспитательных воздействий и как результат слияния внешних влияний и собственной активности человека, показывает зависимость психического развития от целей, содержания методов воспитания, учет данных обстоятельств позволяет успешно изучать и формировать отношение личности к действительности.

В исследовании A.B. Пенской «Влияние отношений на продуктивность познавательной деятельности дошкольников в связи с некоторыми особенностями личности» [10,с.50] на основе многочисленной серии экспериментов устанавливается влияние отношения на продуктивность познавательной деятельности дошкольников. При этом отношения, прежде всего, выражаются в мотивах, влияние которых и вскрывается в ходе экспериментирования с детьми. Автор показывает значимость мотивов – «готовность к школе», «успех», «неудача», «соревнование» – в зависимости от индивидуальных особенностей личности дошкольников.

В словаре по психологии «отношение» рассматривается в качестве «взаиморасположения объектов и их свойств». Там же отмечается, что отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами, так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его отношении к другим объектам, явлениям, свойствам [12,с.258].

В педагогическом словаре «отношение» рассматривается как: «…целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношение характеризует тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди»[5, с.102].

Согласно определению, данному в философской энциклопедии, категории «отношение» соответствует: 1) момент взаимосвязи многих видов, имеющих субъективную или объективную, абстрактную или конкретную форму; 2) предрасположенность к классификации предметов и явлений и реакции на них с определенной степенью постоянства в оценках [6,с.325-326].

Таким образом, в настоящее время утвердилось два толкования поня-тия «отношение». В первом случае фиксируется объективная связь человека и предмета, одной личности с другой. Во втором – отношение раскрывается как своеобразный отклик на предметы, вещи, явления, как субъективная позиция по отношению к ним.

Среди источников отношения детей к здоровью А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина, A.A. Воронова и др. выделяют следующие:

1)возникающие у ребенка образно-словесные ассоциации, имеющие отношение к здоровью;

2)оценка взрослых, используемая ребенком как критерий определения собственного мнения, позиции, действий, связанных со здоровьем;

3)взрослый – как субъект общения и носитель определенных физических и психических качеств [11,с.17].

Таким образом, отношение ребенка к здоровью во многом определяется его взаимоотношениями со взрослыми и, как следствие, представляет результат педагогического общения. Следовательно, профессиональная компетентность педагогов и уровень просвещения родителей воспитанников детского сада в рассматриваемой области знаний выступают одними из основных факторов формирования у детей положительного, а значит, с нашей точки зрения, ценностного отношения к здоровью. Проблема формирования ценностного отношения к здоровью у подрастающего поколения в настоящее время приобрела особую актуальность. Об этом свидетельствуют и результаты исследования профессора В.П. Петленко по данному направлению. «Изучение проблемы отношения к здоровью показало, что обязательным фактором является формирование особого отношения к здоровью, которое выражается в осознании его ценности, а также в позитивно-эмоциональном стремлении к действиям по его укреплению и совершенствованию»[2, с.67- 68].

Анализ литературы, посвященной проблеме «ценностей», позволил выявить различные и даже полярные подходы к трактованию данного поня-тия. Так, с точки зрения В.А. Канке, «ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл». «Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным…» [4,с.133-134]. В учебнике «Основы философии» он приводит также определение известного немецкого философа Г. Ленка: «ценность – это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения», отмечая при этом, что «характер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект» [4,с.134].

В философской энциклопедии «ценность» рассматривается как поня-тие, «обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значи-мость какого-либо объекта, во-вторых, нормативную, предписательно- оценочную сторону явлений общественного сознания». Среди первой группы ценностей здесь выделяются естественные благо и зло, заключенные в при-родных богатствах и стихийных бедствиях; социальные благо и зло, содер-жащиеся в общественных явлениях; моральные добро и зло, заключенный в действиях людей и т.д. Вторую группу ценностей составляют общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты (о добре и зле, прекрасном и безобразном и др.) [16,с.462].

В словаре по психологии «ценность» рассматривается как «понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного». Здесь же рас-сматриваются три формы существования ценности: «1) она выступает как общественный идеал, как выработанное сознанием общественным, содержа-щееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах жизни общественной; такие ценности могут быть и общечеловече-скими, «вечными» (истина, красота, справедливость), и конкретно- историческими (патриархат, равенство, демократия); «она предстает в объек-тивированной форме в виде произведений материальной и духовной культу-ры либо человеческих поступков – конкретных предметных воплощений об-щественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и пр.; 3) ценности социальные, преломляясь через призму индиви-дуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные – один из источников мотивации ее поведения»[15, с. 755-756].

Согласно мнению Е.З. Волчек, «ценность – это принятое в философии понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое зна-чение определенных явлений действительности для общества индивидов» [3, с.2.79]. Следовательно, «на определенном этапе развития общества или личности в культуре конкретного типа (до наступления кризиса, переоценки) ценности выполняют роль последнего, аксиоматического основания выбора потребностей, интересов, переживаний, целей, планов, способов их реализа-ции, результатов деятельности и тех условий, в которых она совершается. Таким образом, ценность есть основание выбора субъектом целей, средств, результатов и условий деятельности, отвечающее на вопрос, во имя чего со-вершается данная деятельность» [3,с.280].

В.П.Тугаринов определяет ценности «как предметы (явления, их свойства), которые нужны (необходимы, полезны, приятны) людям в качестве средств удовлетворения потребностей и интересов» [8,с.31].

В словаре по этике под категорией «ценности» понимаются, «…во- первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллек-тива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных ин-ститутов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области мо-рального сознания, – моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья» [14, с.388-389].

В словаре современных понятий и терминов понятие «ценности» рас-сматривается как «1) положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, класса, общества; 2) стоимость, цена; 3) ценный предмет, явления; материальные, духовные ценности; обще-человеческие ценности – мировоззренческие идеалы, нравственные нормы, отражающие опыт всего человечества и являющиеся общими для всех людей независимо от каких-либо различий» [7,с.617].

В энциклопедическом словаре по этике категория «ценности» выде-ляются как «… одна из основных понятийных универсалий философии, озна-чающая в самом общем виде невербализуемые, «атомарные» составляющие наиболее глубинного слоя интенциональной структуры личности – в единст-ве предметов ее устремлений (аспект будущего), особого переживания – об-ладания (аспект настоящего) и хранения своего «достояния» в тайниках сердца (аспект прошедшего), – которые конституируют ее внутренний мир как «уникально-субъективное бытие» [19,с.535-536].

С другой стороны, некоторые исследователи считают, что ценности должны иметь только положительное значение для человека. Так, по мнению Н.Ф. Бучило и А.Н. Чумакова, «ценностью является только то, что обладает положительной значимостью для человека»[1,с.366]. “…ценности не сво-дятся ни к объективной реальности, ни к области произвольных субъективных определений. Они отражают реальную связь человека и мира природных и социальных явлений, имеющих положительную социальную значимость для жизнедеятельности общества и личности»[1,с.371].

Таким образом, в психологической, педагогической, философской и др. литературе нет единой дефиниции понятия «ценность». Также как и нет, с точки зрения В.П. Петленко[2,с.68], абсолютного типа отношения личности к здоровью. Исследования по данному направлению позволили ему выделить следующие:

  1. Здоровье как ценность воспринимается личностью всегда эмоционально. Этот уровень личностной концепции здоровья характеризуется отсутствием ярко выраженных потребностей в укреплении здоровья. В данном случае ценностная ориентация не преобразуется в деятельность, сохраняется лишь как факт сознания. Такие люди убеждены, что здоровьем управлять нельзя, потому и установка на его укрепление отсутствует. Этот тип может быть назван безразличным (эмпатичная инерция).

2.Личность воспринимает необходимость здоровья, но не осознает его социальной значимости. В данном случае возможно возникновение установки на укрепление здоровья, но очень неустойчива и при изменении обстоятельств может не реализоваться и не сохраниться в поведении индивида. Данный уровень развития личностной концепции здоровья характеризует спонтанно-деятельный тип личности по отношению к здоровью. Имея представление о норме, он находит в себе признаки различных заболеваний. Под влиянием различных «модных» путей лечения часто применяет их для себя. Воспринимая здоровье как необходимость, личность начинает действовать бессистемно (стихийно). Выполняя отдельные приемы оздоровительной деятельности, при определенных условиях легко отказывается от них до нового эмоционального подъема (колеблющаяся  эмпатия).

3.Ценность здоровья воспринимается личностью как социально значимая. Потребности в укреплении здоровья сформированы и проявляются в устойчивых знаниях. Однако, как правило, ценностная ориентация остается на вербальном уровне, не выполняет регулятивной функции и установка на деятельность отсутствует. Другими словами, личность не включена в оздоро-вительную деятельность. Такого уровня концепцию имеет пассивный тип (спонтанная  эмпатия).

4.Здоровье как ценность воспринимается на уровне убеждения. В данном случае потребности в укреплении здоровья формируют устойчивую социальную установку. В связи с этим, поведение человека полностью соот-ветствует ценностной ориентации. Он осознанно проявляет себя в оздорови-тельной деятельности. Эта концепция характерна для активно-деятельного типа (рациональная  эмпатия).

Термин «ценностное отношение» также употребляется в различных значениях и в ряде исследований рассматривается как «ценностная ориента-ция». Так, Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров, изучая проблему ценностных ориентаций, определяют их как: 1) избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости [5,с.163].

В словаре по психологии «ценностные ориентации» определяются как: 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектом индивидов по их значимости. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности [12,с. 441-442].

В кратком словаре современных понятий и терминов они включают «мотивы, потребности, интересы и др. детерминанты, определяющие установки индивидов или группы лиц; избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям»[7,с.617].

С точки зрения Л.И. Рувинского [13,с.78], отношения принято считать ценностными, если сознательно выраженный объект, на который отношение направлено, является объективной общественной ценностью, и если в своих эмоционально-интеллектуальных реакциях на данный объект личность дает ему положительную оценку.

«Становление ценностного отношения личности к различным объектам социальной действительности предполагает осознание и знание ценности объекта, его «переживание» и прогнозирование будущего поведения. Этот процесс включает в себя три компонента: когнитивный, эмоционально- мотивационный и поведенческо-деятельностный. При этом когнитивный (информационно-содержательный) компонент будет выступать как система усвоенных личностью на уровне убеждений социальных знаний – понятий, правил, норм, оценок, ценностей. Эмоционально-оценочный компонент – личностный смысл, который придается отношению. Поведенческо-деятельностный компонент – совокупность обобщенных приемов познава-тельной деятельности  – это приемы фактического и оценочного анализа си-туаций и явлений, приемы актуализации личных ценностей, целеполагания (процесса выбора и постановки личных целей, вмешательства в жизненные ситуации), а также приемы выбора способов воздействия с целью превраще-ния исходных ситуаций в желания, коррекции намеченных целей и способов поведения» [13,с.84].

Таким образом, изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы позволил нам выделить содержание и структур-ные компоненты понятия «ценностное отношение». Ценностное отношение представляет и процесс осмысления личностью ценности какого-либо соци-ального объекта, и результат этого процесса – отношение человека к чему- либо как к личной ценности. Одновременно структура рассматриваемой ка-тегорий включает три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческо-деятельностный .

Следовательно, понятие «ценностное отношение к здоровью” – это особое отношение человека к здоровью, выражающееся в осознании его ценности как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека и сопровождающееся активно-позитивным стремлением к его сохранению и укреплению.

Литература:

1.Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – М.: ПЕРСЭ, 2001.-447 с.

2.Валеология человека /В.П.Петленко и др. – СПб.: Петроградский и К, 1998.-300 с.

3.Волчек Е.З. Философия: Учеб. Пособие. – Мн.: Экоперспектива, 1998. – 343с.

4.Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Логос; Кно Рус, 2000. – 288 с.

5.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 176 с.

6.Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994. – 576 с.

7.Краткий словарь современных понятий и терминов. /Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова, Т.М.Корнилова и др. Сост., общ. ред. В.А.Макаренко. -М.: Республика, 2000. – 670 с.

8.Мотивация и мотивы / Е.Ильин. – СПб.: Питер, 2003.-512с.

9.Овчаров Е.А., Радионова JI.B., Борш Е.Е. Здоровье школьников (медико-социальные, экологические и педагогические аспекты): Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. пед. ин-та, 2000. – 392 с.

10.Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования /Под ред. Т.А.Репиной. – М.: Педагогика, 1978. – 200с.

11.Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с.

12.Психология. Словарь /Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

13.Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1981. – 128 с.

14.Словарь по этике /Под ред. А.А.Гусейнова, И.С.Кона. – М.: Политиз-дат, 1989. – 447 с.

15.Словарь практического психолога /Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

16.Философская энциклопедия. /Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская Энциклопедия, 1970. – 740 с.

17.Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1962-1965.-476 с.

18.Щербаков А.И., Богословский В.В. Исследование отношений – актуальная задача психологии воспитания //Отношения как проблема психологии воспитания. – Л., 1973. – 112 с.

19.Этика: Энциклопедический словарь /Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. – 617 с.