КЧГУ им. У.Д.  Алиева

В условиях кардинальных изменений социокультурных, социально- экономических отношений перед системой профессионального образования стоит задача повышения качества подготовки специалистов, предполагающая высокий уровень управленческой компетенции выпускников, соответствие их профессионализма требованиям постиндустриального общества, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, социальную мобильность.

В этих условиях приоритетной задачей образования выступает формирование базовой управленческой компетенции студентов вуза.

Вариативность программ и педагогических технологий, развитие информационной среды, потребность в гуманизации  образования существенно меняют профессиональную роль учителя: в настоящее время важнейшей его функцией становится не передача готовых знаний, а управление самостоятельной  учебно-познавательной деятельностью учащихся, создание условий для самореализации  школьников, организация мотивирующей творческой деятельности. Процесс демократизации образования требует от  педагога реализации управленческой функции не только в системе « ученик – учитель», но и в системе «учитель – руководитель»: важными задачами учителя являются участие в управлении школой, планирование и реализация карьеры. Обеспечение указанных выше требований возможно при успешном осуществлении педагогом управления на таких уровнях, как самоуправление (управление собой), управление (классом),  самоуправление (участие в управлении школой) [5].

 Сегодня меняется место педагога как ведущего субъекта образовательного процесса: с позиции «транслятора» (когда в основу педагогического процесса ставились знания, умения и навыки, а ребенок являлся средством достижения цели) на позицию педагога – «организатора», призванного создавать условия для самореализации личности ребенка. Возник новый тип педагога – менеджер образовательного процесса, который, кроме знаний в области педагогики, психологии, различных методик, должен быть профессионально подготовлен к управленческой деятельности, т.к. «любой педагог, по сути, является менеджером воспитательно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель учебного заведения – менеджером учебно-воспитательного процесса в целом (как субъект управления этим процессом)» (В.П. Симонов) [1].

Повышенный интерес к управленческой культуре будущего педагога обусловлен возрастающими требованиями к уровню общекультурной и профессиональной подготовки выпускников педвузов.

Вопросы управления в системе образования находят широкое отражение в научно-педагогической литературе (Т.Г. Бадешко, К.Я.  Вазина, Ю.В. Васильев, В.И. Кочетков, B.C.  Лазарев, Т.Ф. Лошакова, М.М.Поташник, В.П. Симонов, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др.). Учеными ведутся поиски в области определения функций педагогического управления (Р.Л.Кричевский, В.С.Лазарев, В.П. Симонов и др.); развития подходов к управленческой организационной структуре (М.И.Кондаков, Т.И.Шамова и др.); раскрытия психологических механизмов деятельности руководителя, становления профессионального и социального партнерства, менеджмента и самоменеджмента (А.А.Бодалев, Ф.В.Генов, А.И.Донцов, А.Л. Журавлев, Б.Ф.Ломов, В.М.Шепель и др.); исследования в области педагогических технологий, организации взаимодействия субъектов образовательного процесса  (А.Г.Асмолов,  Л.А.Венгер, В.А.Петровский, Г.П. Щедровицкий и др.).

Труд учителя – менеджера носит творческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность к аналитической деятельности и умение концентрироваться в определенные моменты времени на заданных проблемах, т.е. обладать профессиональной культурой.

Изучению вопросов формирования профессиональной культуры посвящены исследования В.И. Андреева, Е.М. Бабосова, Н.Н. Бабыкиной, Е.К. Быстрицкого Л.Н. Коган, Н.Б. Крыловой, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, В.А. Сластенина и др. В работах этих ученых выявлены теоретические основы исследования категорий  «культура»,  «профессиональная культура», проведен  многоаспектный анализ данных понятий.

Управленческая культура является составным компонентом профессионально-педагогической культуры. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев обосновывают четырехкомпонентную модель профессионально-педагогической культуры:

1.Аксиологический компонент как совокупность педагогических ценностей, созданных человеком на протяжении веков.

2.Технологический компонент как совокупность приемов и способов педагогического воздействия в учебной и внеучебной деятельности.

  1. Эвристический компонент как проявление педагогического творчества.

4.Личностный компонент как самоактуализация профессионально-личностных качеств специалиста, создает условия для самопознания и развития [2].

Обратимся к понятию «управленческая культура». Понятие «управленческая культура» близко к понятию «культура управления». Однако они не тождественны. Первое характеризует профессионально-личностные качества специалиста, второе – его деятельность. Управленческая культура является важнейшей предпосылкой культуры управления, хотя следует признать, что такое деление относительно. Как специфически профессиональное явление, управленческая культура представляет собой определенную степень овладения специалистом управленческим опытом человечества, степень его совершенства в управленческой деятельности, достигнутый уровень развития его личности именно как руководителя и, наконец, его стремление к непрерывному совершенствованию своей деятельности. В ней выражается отношение специалиста к своей деятельности, понимание ее сути, своей роли и своего места в управлении учреждением, характер управленческой подготовки, стиль управленческой деятельности, общения, поведения, отношение к самосовершенствованию [4].

Управленческая культура возникает и развивается в процессе управленческо-педагогической деятельности как необходимого условия ее осуществления.

Стратилатова И.И. отмечает, что сущность управленческой культуры лежит в области органического единства и переплетения тех феноменов, к которым относится управленческое сознание с его общественно-историческими, психологическими и политическими элементами, и практических феноменов, к которым относятся все разновидности управленческой деятельности:

1) Важнейшим методологическим принципом построения теории развития управленческой культуры является производство ценностей в области управления.

2) Управленческая культура наделена главной функцией – нормативно-регулятивной, заключенной в гуманизации отношений.

3) Управленческая культура – социальное образование и может быть предметом теоретических исследований различных дисциплин: философских, социологических, психологических, педагогических:

– в свете гносеологии, управленческая культура выступает как познавательная деятельность, направленная на постижение закономерностей развития эволюции управленческой мысли;

– в свете аксиологии, управленческая культура выступает своеобразной реализацией принципа взаимосвязи между нравственным ценностями и процессом их освоения;

– в свете социологии, управленческая культура представляет тип управленческого сознания и управленческой деятельности, ориентированный на формирование отношений в области «человек-человек»;

– в свете педагогики и психологии, управленческая культура представляет внутренне согласованную систему развития и становления ценностных качеств личности. Каждый из этих аспектов необходим и составляет содержательную сторону акмеологической теории развития управленческой культуры (А.А.Бодалев, Л.В. Загрекова, В.Н. Максимова) [4].

По мнению Тамарской Н.В., сущность управленческой культуры педагога, которая состоит в характеристике знаний, умений и ценностных ориентаций  здоровьесберегающего, функционального, психологического, личностно-творческого и  коммуникативного характера, отражающих содержание деятельности по управлению педагогическими системами разного уровня: управлению собой (самоуправление), управлению классом (управление), участию в управлении школой (соуправление). Она отмечает, что понятие управленческой культуры является видовым по отношению к понятию «профессионально-педагогическая культура педагога», находится в функциональных связях с такими понятиями, как « профессионализм», «профессиональная компетентность», «готовность» к профессиональной педагогической деятельности, отражая управленческое направление деятельности педагога [5].

В.А. Сластенин  указывает, что «управленческая культура» представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой. Н.М.Таланчук  рассматривает управленческую культуру как мастерство, как «меру совершенства деятельности руководителя по реализации объективных управленческих функций при решении конкретных задач управления воспитательным процессом».

Вслед за Сияевым Т.М.  и  Матикеевым Т.К., мы определяем управленческую культуру, как  синтез психолого-педагогических убеждений и мастерства, общего развития и управленческо – педагогических качеств, управленческой этики и системы многогранных отношений, стиля деятельности и поведения.

Управленческая компетентность педагога представляет собой систему внутренних ресурсов педагога, необходимых для организации эффективного руководства обучаемыми в соответствии со структурой обучающей деятельности.

Таким образом, сущность управленческой культуры состоит в органическом единстве и переплетении тех качеств, к которым относится управленческое сознание с его общественно-историческими, психологическими и политическими элементами, и практических характеристик, к которым относятся все разновидности управленческой деятельности [3].

Литература:

1.Горюнова Т.М. Развитие управленческой культуры будущего педагога дошкольного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Н.Новгород, 2002.

2.Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И. и др. Педагогика: Учеб. пособ. для ст-ов [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. – М.: Новая школа, 2000. – 512  с.

3.СияевТ.М., Матикеев Т.К. О сушности и содержании управленческой культуры. URL: http://arch.kyrlibnet.kg/uploads/58.Siaev%20T.M..pdf

4.Стратилатова И. И. Структура и содержание культуры принятия управленческих решений. URL: http://www.fan-nauka.narod.ru/2009.html

  1. Тамарская Н.В. Формирование управленческой культуры педагога в системе непрерывной профессиональной подготовки: Автореферат дис.док. пед. наук. –Калининград, 2004.

 

 

 

 

 

 

Login